СУРХАРБАН, нац. бур. праздник. С древнейших времен буряты выработали систему физ. воспитания, включающую и состязания. Наиболее популярным состязанием являлся С., что в переводе означает «соревнование по стрельбе из лука по сурам». Др. название состязаний – «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»), позволявшие выявлять сильнейших мэргэнов (стрелков из лука), баторов (борцов) и хулэков (наездников). С. был связан с культом гор, в чем проявлялись остатки шаманских верований, что свидетельствует о существовании С. еще в добуддистский период бур. истории. Сначала на вершине горы совершалось богослужение, затем все участники и зрители спускались к подножью, где и проводились состязания. Первым номером была стрельба из лука по сурам, кожаным подушечкам цилиндрической формы, набитым шерстью диких коз. Перед состязанием по стрельбе готовились суры, вычерчивался зурахай – две параллельные канавки на земле, примерно в четырех шагах одна от др., параллельно линии стрелков. Между канавками проводилась черта, на к-рую ставились суры. От зурахая в обе стороны отмечались две дистанции: одна в 20 луков, др. – в 30 (длина лука равнялась примерно 160 см). Участники делились на две команды, стреляющие с обеих сторон зурахая. Сначала шла стрельба с одной стороны, затем с др. Участники выходили на «огневую» позицию попарно. Стрельба начиналась с расстояния в 30 луков, затем в 20 и продолжалась до полного выбивания суров из зурахая. После стрельбы проводились соревнования баторов (борцов). В правилах бухэ барилдаан (борьбы) у хоринских и агинск. бурят имелись некоторые различия. У хоринцев побежденным считался борец, коснувшийся земли любой частью тела (рукой, коленом и т.д.), у агинцев соперника надо было повергнуть на лопатки. Агинцы, в отличие от хоринцев, боролись на кушаках, за к-рые они держались во время схватки. Весовых категорий не существовало. В кон. соревнований лучший батор вызывал на состязание всех желающих. Третьей составной частью С. являлись конные скачки, проводившиеся на дистанциях примерно от 2 до 5 км. Большое внимание уделялось подготовке под рук. знатоков-ладильщиков скаковых лошадей – бегунцов, к-рых готовили к скачкам в течение нескольких недель: особым образом кормили, поили, тренировали. Седоками на скачках выступали подростки, находящиеся при ладильщиках. Хороший седок, стараясь в скачках выйти вперед, погонял коня двумя плетями, опустив узду и пригнувшись к гриве. Бегунцов на финише ловили поджидающие люди. Лучшие мэргэны, баторы и хулэки пользовались большим уважением в народе. В настоящее время традиция проведения С. в Респ. Бурятия и в Агинск. Бур. окр. возрождается.
Категории:
|
Лит.: Санданов Б. Д. Эрын гурбан наадан. – Улан-Удэ, 1993; Семенов В. Г., Киселев В. Я., Калмыков С. В. Физ. культура и спорт в Вост. Заб. (1900–41 гг.): Учеб. пособие. – Улан-Удэ, 2001.
Малая «Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: Физическая культура и спорт / Гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2006. 284 с. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna