ЯНГАЖИНСКИЙ ДАЦАН. Расположен в 62 км к юго-зап. от Улан-Удэ, на сев. берегу р. Селенга, по юж. стороне шоссе, ведущего к центру Селенгинского аймака. На сев.-вост. от него, в 5 км, находилась коммуна-артель «Улаан Оронго» (современный пос. Оронгой). Годом основания Я. д. принято считать 1784, когда часть прихода Загустайского дацана, расположенного на вост. стороне Гусиного оз. отделилась и поставила на прав. берегу р. Загустай войлочную кумирню с тибет. назв. Дэчин-рабчжалинг. Первое стационарное здание Я. д. построено на том же месте в 1789, а 2-е – в 1811. Перенесенное на р. Иро, оно называлось уже по-новому – Чойндон-даржалинг. В 1830 часть прихожан Загустайского дацана и прихожане Я. д. вновь поставили войлочную кумирню в ур. Янгажинай и начали совершать в ней хуралы. В следующем году взамен этой кумирни на лев. берегу р. Оронгой был сооружен деревянный дацан. В 1868 его отреставрировали, а в 1894 не только отстроили заново, но и расширили, сделав служебную пристройку. При Я. д. существовали 4 малых храма-сумэ: Докшит, Аюши, Гунрик (1831) и Шэгэмуни (1832). Последний в 1900 был трансформирован в чойра-дуган в связи с открытием здесь в 1899 школы цаннит, разместившейся в новом 2-этажном здании, возведенном на месте разобранного Шэгэмуни-сумэ. Кроме того, при Я. д. изучались медицина и астрология. Число учеников достигало 50 и более чел. В 1911 состоялось открытие 3-этажного каменного дацана стоимостью 68 тыс. р., украшенного позолотой. Кроме него, комплекс Я. д. включал в себя еще 7 храмов. В 1910 были заново построены здания филос. школы (взамен сгоревшего) и рая Дэважин (вместо обветшавшего). Открывшийся в 1917 Манба-дуган предназначался для мед. школы. В 1918 возведены храм богини Дара-эхэ (силами жителей с. Иволга) и Дуйнхор-дуган, в к-ром после приобретения необходимых культовых предметов стали проводиться тантрийские джуд-хуралы. Шестой храм – Майдари-дуган, сооруженный в 1920 на пожертвования прихожан и средства хамбо-ламы Д. Д. Итигэлова, вложившего в это стр-во все свое состояние, украшали 80-локтевая статуя божества Майдари (автор – лама Я. д., местный скульптор Санжи Цибиков), а также искусный внутренний и внешний декор, мастерски выполненный дацанским художником Базаром Будаевым. Радению священослужителей и верующих обязано своим появлением на свет и 7-е святилище Я. д. – Джуд-дуган. Финансовой основой для его возведения стали сбережения, оставшиеся после смерти шээрэтэ дацана ламы Нинбуу Маркелова. Его преемник лама Сандаг Ширапов организовал сбор пожертвований среди населения, в результате чего храмовый комплекс пополнился еще одним зданием.
Категории:
|
Лит.: Ламаизм в Бурятии XVIII – нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. – Новосибирск, 1983. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna