ХУЖИРТАЙСКИЙ ДАЦАН. Основан, судя по архивным документам, в 1826, когда общий сход прихожан принял решение построить две кумирни: в Хужиртаевском ур. и на р. Тарбагатай. Приход Х. д. составляли хамнигане узонского рода и хоринцы из ведомства Агинской степной Думы. Его ламская община подразделялась на четыре аймака: цзун-данхан, урда-данхан, шинэ узон, цзалаир. Руководил стр-вом дацана местный рус. мастер Сухулин из ур. Иляин Адаг. Когда оно завершилось, деревянное здание понравилось и хамниганам, жившим в окрест. Тарбагатая. Поэтому для возведения своего Тарбагатайского дацана они пригласили того же мастера Сухулина. Старый Х. д. в 1875 обшили тесом и украсили резьбой, эти работы выполнял мастер-дархан Бадма из местности Узон. Гением-хранителем монастыря избрали Саган Махагала. В 1897 случилось такое небывалое наводнение, что воды Онона затопили почти всю тер. монастыря, унеся с собой дома и амбары, а ламы вынуждены были переправляться на лодках. В связи с этим шээрэтэ Чойдон Дагданов вместе с Жамбалом Цынгуевым начали стр-во нового дацана в 3 км на сев.-вост. от старого. Велось оно в течение 7 мес под рук. Бадмы Цэрэнова. В том же году состоялись выборы нового старосты, им стал Цультим Цыбиков, к-рому поручались как стр-во, так и реставрация храмовых зданий. В нач. XX в. приход пожертвовал Х. д. типографские доски для ксилографического печатания сочинений для мирян. В 1919 шээрэтэ дацана Лосол Бушидуев основал школу чойра. Монастырь закрыли в кон. 1930-х.
Категории:
|
Лит.: Ламаизм в Бурятии. XVIII – нач. ХХ в. Структура и социальная роль культовой системы. – Новосибирск, 1983; Жамсуева Д. С. Агинск. дацаны как памятники истории и культуры. – Улан-Удэ, 2001. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna