Категории:
Асеев Н. Н.

АСЕЕВ Николай Николаевич (28.6.1889, г. Льгов Курской губ. – 16.7.1963, г. Москва), рус. сов. поэт. В 1916–17 служил в действующей армии на Д. Вост. и участвовал в установлении сов. вл. Во Владивостоке входил в футуристическую группу «Творчество», пропагандируя «левое» искусство. В 1921 из осажденного белыми войсками Приморья переехал в Читу, где совместно с С.М.Третьяковым вновь организовал группу «Творчество», в к-рую входили литераторы П.В.Незнамов, О. Г.Петровская, Н. Ф.Насимович-Чужак, В. А. Силлов, художники В. Н.Пальмов и М.Н.Аветов. Эстетические взгляды группы предвосхитили лефовскую теорию искусства-жизнестроения сознательной установке на служение искусства сегодняшнему дню и его задачам. Статьи А. позволяют объективно видеть, как происходил отказ современных футуристов от дореволюционного футуризма. Работал зам. директора Дальневосточного телеграфного агентства (ДальТА ). Печатал свои фельетоны совм. с С. М.Третьяковым в газете «Дальне-Восточный телеграф» под псевд. Жень-Шень, Буль-Буль, Точка, Иволга, Омнибус и др. Занимался переводами с эвенк. яз., писал пьесы для театра. В Чите впервые издал сб. стихов поэтов-футуристов «Неравнодушные строчки » (Чита, 1921), совм. с С. М.Третьяковым «Художник Пальмов » (Чита, 1922), где под влиянием общей переориентации искусства чл. группы «Творчество» пропагандировали идеи «производственничества», воплощаемые в работах руководимой В. Н.Пальмовым Чит. худ.-пром. школы. Инициатор создания в Чите Дальневосточных мастерских Искусствостроения (Искусстварь), созданных для повседневной целенаправленной работы по пропаганде нового искусства, руководил в них словесной секцией. По инициативе А. создан поэтический театр «Балаганчик», на сцене к-рого ставились пьесы Н. С.Гумилева, Л. Н.Андреева, Э. Ростана, А. А.Блока, драм. миниатюры С. Я.Алымова. Газета «Далекая окраина» оценила «Балаганчик» как «единственный по значительности вкуса в нашем крае». Пьеса «Современный Петрушка», написанная А. для самодеятельного театра Народно-революционной армии ДВР, высмеивала Антанту. Как указывает П. В.Незнамов, самой существенной стороной деятельности поэта в Чите были «митинги» на разные темы по вопросам искусства с многочисленными аудиториями в большом зале Учредительного собрания; они тщательно готовились, продумывались лекции, доклады и оформление. Аудитория отличалась страстным интересом и живым отношением к вопросам культуры и искусства. В 1922 по приглашению А. В.Луначарского уехал в Москву, где примкнул к лит. группе «Леф» В. В.Маяковского. Лауреат Сталинской (1941) и Ленинской (1961) премий.

Соч.: Взвив // Дальне-Восточный путь. – 1922. – 29 янв.; Башни радио // Дальне-Восточный телеграф. – 1922. – 19 февр.; Шахерезада // Дальне-Восточный путь. – 1922. – 26 марта; Россия издали // Там же. – 1922. – 1 июня; Художник В. Пальмов. – Чита, 1922 (совм. с С. М.Третьяковым); Стихи // Заб. рабочий. – 1924. – 22 окт.; 1929. – 16 апр.; 1932. – 4 сент.

Лит.: Азьмуко Л . Группа «Творчество» (1921–1922) // Лит. Сибирь. – Иркутск, 1986.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края