Категории:
Станичное правление

СТАНИЧНОЕ ПРАВЛЕНИЕ, форма адм.-хоз. и военного управления жизнью казаков на местах. Традиционно основывалось на демократических принципах сборов, кругов или собраний «стариков» — наиболее почитаемых и уважаемых выборных, по квоте 1 от 20–30 дворов. Станичный сбор созывался атаманом по мере надобности для разрешения насущных проблем. Каждые 3 года тот же сбор тайным голосованием избирал С. п., состоящее из станичного атамана, 2 помощников, 3 судей и казначея. Согласно Положению об общественном самоуправлении станиц казачьих войск, утвержденного указом императора в 1891, результаты выборов утверждались атаманом военного отд. Выбранные лица становились участниками станичного сбора и вместе с 2 писарями, гражданским и военным, составляли полный штат С. п. По определению станичного сбора им назначалось месячное жалование. В Забайкальском казачьем войске станичное самоуправление введено в 1894. Права и обязанности станичных властей определялись упомянутым Положением и казачьими обычаями. Станичные атаманы обладали полнотой местной исполнительной власти. Атаман становился гл. хоз. управления, заботился о станичном имуществе, следил за общественным порядком, заведовал первоначальным военным обучением молодежи и снаряжением казаков на военную службу. В компетенции С. п. находилась забота о нуждающихся семьях, вдовах и сиротах, правление морально воздействовало на нерадивых хозяев, малозаботливых отцов и непочтительных детей, ведало делами просвещения, мед. обеспечения, образования, спо— собствовало стр-ву храмов, следило за правильным пользованием лесами, организовывало их противопожарную защиту, обеспечивало организацию работ по ремонту и содержанию дорог и мостов. С. п. равномерно распределяло между жителями пахотные и сенокосные угодья, организовывало сбор и реализацию излишков с.-х. продукции населения. Работа правления основывалась на авторитете выборной власти и ст. поколения, на почитании религиозных установок и казачьих традиций, поэтому была эффективной и протекала без нарушений общественной дисциплины и порядка. После возрождения казачества в 1990-х С. п. носит номинальный характер, не выходя за пределы общественной организации.

Л и т.: Казачий словарь-справочник. — Калифорния, США, 1970. — Т. 3.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 328–329.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края