УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ г. ЧИТА. На плане Чит. острога, составленном П.И. Фаленбергом в 1830, помимо дорог местного значения, соединяющих части населенного пункта, указаны и крупные дороги. На вост. в районе начала современной ул. Баргузинской уходила дорога «в г. Нерчинск»,а с сев.-зап. и юго-зап. обозначены 2 подхода дороги «из Иркутска». Утвержденный в 1862 план застройки города (см. Генеральные градостроительные планы г. Чита) заложил основы формирования современной улично-дорожной сети. Планом предусмотрены четкая прямоугольная планировка кварталов и достаточная ширина улиц (в 10–15 саженей) (см. Улицы г. Чита). Почтовая дорога из Иркутска подходит к городу в районе современной площади Революции. На плане 1885 указаны еще 2 подхода («Дорога из г. Верхнеудинска») к юж. границе города ответвлений от Московского тракта. Они соединяются мостами через р. Чита с Гор. площадью (см. Площади г. Чита) и ул. Нерчинской. В 1911–12 в Чите проведена нивелировка улиц и подготовлена техн. документация для их замощения. В 1913 при Чит. гор. Управе создана рабочая комиссия по подготовке устройства в городе булыжной мостовой, заготовлено более 200 кубических саженей камня, однако первый участок (ул. Большая (ныне Ленина) от ул. Иркутской (Полины Осипенко) до Корейской (Ленинградской)) замощен лишь в 1925. Тогда же устроены канавы для отвода ливневых вод на ул. Новобульварной (действует поныне) и Троицкосавской (Балябина), а также каменное ложе для р. Кайдаловка, чуть позже замощена ул. Выставочная от ул. Большой до Уссурийской (Чкалова). Плиточные тротуары сделаны на ул. Амурской от ул. Сретенской (9-го Января) до Иркутской. В 1926 устроены мостовые на ул. Уссурийской, Амурской (от Сретенской до Кастринской), части ул. Сретенской, а также на ул. Софийской (Бутина) и Кастринской, в 1927–28 – на Уссурийской (до пересечения с Корейской), Николаевской (Профсоюзной) от ул. Большой до Амурской, Корейской, от ул. Уссурийской до вокзала, Арендаторской (Комсомольской) и Мостовой. Камень добывался в районе гор. больницы и в Сухой пади, для утрамбовки щебня в основании мостовой использовался паровой каток. На мощении было задействовано более 100 рабочих (в т. ч. профессиональные артели из Калужской губ.), на каменоломнях – более 200 чел. Первый участок асфальтового покрытия уложен в 1936–37 на ул. Аргунской (Лермонтова) – от Софийской до Корейской – у строящегося здания штаба ЗабВО, однако вскоре асфальт пришел в негодность. После этого долгое время считалось, что из-за морозных трещин в земле асфальтовые покрытия в Чите делать невозможно. В кон. 1950-х в городе построен асфальтобетонный з-д, асфальтирование улиц приняло массовый характер. Мощеные улицы асфальтировали поверх булыжного покрытия.
На 2015 гор. округ «Город Чита» является крупным узлом, через к-рый проходят автомобильные дороги федерального, регионального и местного значения. В зап. части города и по его сев. границе проходит автодорога федерального значения Р-258 «Байкал» (прежний учетный номер М-55) Иркутск — Улан-Удэ — Чита (построена в 1970–81) и ее продолжение – автодорога Чита – Хабаровск «Амур» Р-297 (М-58) (основной маршрут между-нар. транспортного коридора TSA) (построена в 1977–2010); в юго-вост. части, с вост. стороны селитебной части Центр. р-на – автодорога федерального значения А-350 Чита – Забайкальск – граница с КНР (ответвление междунар. транспортного коридора TSA-18). В пределах города эта дорога имеет назв. Объездное шоссе, затем переходит в Агинск. тракт. С сев. стороны к городу подходит региональная автодорога Улан-Удэ – Романовка – Чита; с зап. – автодорога регионального значения Новая Кука – Могзон — Хилок. Кроме того, севернее федеральной трассы Р-258 «Байкал» имеются автодороги, обслуживающие Зыково, Застепь, Ивановку, Падь Лапочкина и др. тер. компактной застройки в границах гор. черты.
Общая протяженность дорог общей сети в границах города — 97 км. Наиболее загруженным направлением является юго-вост. — Чита — Забайкальск. Кроме транзитного грузового движения здесь осуществляется пассажирское движение кр. уровня.
Гор. тер. расчленена на ряд обособленных районов отрогами хр. Черского, руслами рр. Чита и Ингода и их притоками, оз. Кенон и Угдан, Заб. ж.-д. магистралью, пром. и коммунально-складскими тер.
Гор. округ «Город Чита» состоит из 4 адм. районов, на тер. к-рых наряду с основной селитебной частью размещаются отдельные тер. компактного проживания. Улично-дорожная сеть локально развита по районам и имеет ограниченное кол-во межрайонных связей. Большая часть гор. застройки размещается в юго-вост. части гор. округа и имеет прямоугольную сеть улиц, из к-рых основные: в направлении сев.-зап. – юго-вост. – Новобульварная, Бабушкина, Ленина, Анохина, Амурская; в направлении сев.-вост. — юго-зап. — Богомягкова, Кайдаловская, Верхоленская, Ярославского, Полины Осипенко, имеющая выход на Московский тракт; и 2 улицы, связывающие тер. города с ж.-д. вокзалом и автовокзалом, — Бутина и Ленинградская. В центр. основной части города главная — ул. Ленина.
К основным улицам крупных гор. тер. относятся: Восточный — Мира, Назара Губина, Иркутская, Урульгинская, Чехова, Маяковского; Наклонный — Якутская, Партизанская, Кубанская, Беклемишевская; Сибирский — Старошахтерская; Текстильщиков — Назара Широких, Космонавтов, Труда, Брызгалова, проспект Маршала Жукова; Энергетиков — Автостроителей, Энтузиастов, Строителей; пос. Кадала — Улетовская, Геологическая, Аэродромная, Линейная; пос. Антипиха — Казачья, Каларская, Панфилова; пос. Песчанка — Кутузова, Облепиховая, Войсковая, Дивизионная. В городе также имеется ряд проездов: в юго-зап. части — Авиаторов, обеспечивающий подъезд к аэропорту, Рудничный, Кадалинский; в сев. части — Кутузовский, Угданский, Ивановский. Основными улицами и проездами, связывающими отдельные части города, являются: Гайдара — Магистральная — Карла Маркса — Московский тракт; Кирова — Бабушкина — Генерала Белика — Авиационная — Рахова — Ивановская; проезд Авиаторов — проезд Рудничный — Автостроителей — Ивановская. Улично-дорожная сеть гор. округа имеет выходы на внешние автодороги: ул. Гайдара — на автодорогу Чита — Ингода; Дворцовский тракт — на автодорогу Чита — Дворцы — Арахлей; ул. Трактовая и Романовский тракт — на автодорогу Чита — Романовка — Беклемишево; ул. Красной Звезды и Карповский тракт — на автодорогу Чита — Карповка; ул. Ленина, Кирова — на Агинск. тракт, автодорогу А-350.
В городе ряд автомагистралей именуются трактами. Название тракта определяется направлением к пригородным и отдаленным населенным пунктам: Агинский (к пгт Агинское), Карповский (к с. Кар-повка), Молоковский (к пос. Молоковка), Романовский (к с. Романовка Респ. Бурятия), Дворцовский — к урочищу Дворцы. Московский тракт сохранил свое ист. назв. с 18 в. в автомагистрали с вост. стороны Титовской сопки в Ингодинском р-не. Основные транспортные улицы города имеют 4-полосную проезжую часть с общей шириной в красных линиях 25-40 м. Общая протяженность улично-дорожной сети на 2016 равна 636 км, в т. ч. с усовершенствованным покрытием — 274,5 км; магистральных (транспортных) улиц — 150 км. Плотность магистральных улиц в застроенной части гор. округа составляет 1,3 км/км2. В городе имеются искусственные сооружения на пересечении улиц с водными преградами и ж. д., дорожных развязках. Содержание объектов муниципального дорожного фонда обеспечивается ком. ЖКХ адм. гор. округа «Город Чита». С 2005 предприятия и организации, обслуживающие дороги гор. округа, определяются по результатам торгов согласно закону о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос. и муниципальных нужд. В 2013 на стр-во и реконструкцию улично-дорожной сети выделено 1114,23 млн р., из них 400,1 млн р. составляли федеральные средства, 550,26 млн р. — кр., 163,87 млн р. — гор.
Крупной организацией является МП (с 2003) «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление».
Верстка сайта Vesna