ЗАКОН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, нормативный правовой акт, принимаемый в установленном порядке Законодательным Собранием Забайкальского края, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, на всей тер. Забайкальского края. Является актом единой гос. власти края, регулирующим наиболее значимые общественные отношения. Законы края принимаются в особом порядке, к-рый именуется законодательным процессом. Со дня образования Заб. кр. (1.3.2008) и до дня завершения формирования Законодательного Собрания 1-го созыва полномочия законодательного (представительного) органа гос. власти края совместно осуществляли Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума. При этом законодательный процесс регулировался соглашением между обл. и окр. Думами и Губернатором Забайкальского края «О порядке принятия и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Заб. кр.». Правом законодательной инициативы были наделены депутаты обл. и окр. Дум, губернатор, прокурор края и представительные органы местного самоуправления. В соответствии с указанным соглашением законы края рассматривались и принимались в порядке, установленном совместным Регламентом Чит. обл. Думы и Агинск. Бур. окр. Думы, на совместных пленарных заседаниях обл. и окр. Дум. Принятый закон подписывался председателями обл. и окр. Дум и направлялся губернатору края, к-рый удостоверял обнародование закона края путем его подписания либо мотивированно отклонял его. Официальным опубликованием законов считалась 1-я публикация их полного текста в газете «Заб. рабочий». Также законы подлежали публикации в газете «Агинск. правда».
До вступления в силу Устава — Основного Закона Забайкальского края отдельные вопросы реализации права законодательной инициативы в Законодательном Собрании края, принятия и вступления в силу кр. законов регулировались ЗЗК «О законах Заб. кр.», к-рый утратил силу в связи с вступлением в силу в дек. 2009 ЗЗК «О нормативных правовых актах Заб. кр.». Устав, вступивший в силу 1.3.2009, определил систему правовых актов в крае. Устав является основным законом края. Законы края регулируют наиболее значимые общественные отношения, устанавливают общеобязательные правила, обладают наибольшей юр. силой по отношению к иным нормативным правовым актам края и действуют на всей тер. региона.
Субъектами права законодательной инициативы в соответствии с Уставом являются депутаты Законодательного Собрания, губернатор, Уставный суд края, прокурор края, представительные органы муниципальных образований, Заб. кр. суд и Избирательная комиссия Забайкальского края по вопросам их ведения. Уставом края право законодательной инициативы впервые предоставлено Ассоциации «Совет муниципальных образований Заб. кр.» и кр. объединению организаций профсоюзов. Это право реализуется посредством внесения проектов законов края в Законодательное Собрание. ЗЗК «О нормативных правовых актах Заб. кр.» установлены необходимые документы, к-рые прилагаются к вносимому проекту закона: сопроводительное письмо на имя пред. Собрания, обоснованная пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, справка о состоянии законодательства в правовой сфере, перечень правовых актов, подлежащих изменению или принятию в связи с принятием вносимого проекта закона. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств края, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета края, рассматриваются Законодательным Собранием по представлению губернатора края либо при наличии заключения указанного лица.
Все внесенные проекты законов направляются для рассмотрения в соответствующие ком. Законодательного Собрания. По результатам рассмотрения проекта закона ком. оформляет заключение, с учетом к-рого Совет Законодательного Собрания края принимает решение о включении проекта закона в проект повестки дня очередного заседания Собрания или о продолжении работы над проектом закона. Для обсуждения проекта закона края с участием жителей края губернатором или Законодательным Собранием могут проводиться публичные слушания. Законы края принимаются на заседаниях не менее чем в 2 чтениях большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено федеральным законом и Уставом края. Принятые Собранием законы подписываются его пред. и направляются губернатору края для подписания и опубликования. Губернатор обнародует принятый закон либо отклоняет его, возвращая закон в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием отклонения закона или с предложением о внесении в него изменений. В случае повторного рассмотрения отклоненного губернатором закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов Собрания.
Обнародование закона происходит посредством официального опубликования в газете «Заб. рабочий» или электронном издании «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России»», размещенном в сети Интернет на официальном портале Заб. кр. В электронном издании могут быть официально опубликованы законы края об утверждении бюджета и отчета о его исполнении, утверждении бюджетов тер. гос. внебюджетных фондов края и отчетов об их исполнении, установлении границ адм.-тер. единиц края, границ муниципальных образований. Законы вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования, если более поздний срок вступления их в силу не определен самим законом. Законы края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования. Законы, улучшающие положение граждан, могут иметь обратную силу.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – С. 330–332.
Верстка сайта Vesna