Категории:
Приоритетные национальные проекты

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (ПНП), форма деятельности гос-ва, совокупность более эффективных механизмов и технологий развития соц. политики гос-ва, повышения стабилизации полит. и экон. систем, развития дееспособного гражданского общества. ПНП направлены на концентрацию финансовых, адм. и общественных ресурсов в наиболее приоритетных и проблемных направлениях соц. политики гос-ва. ПНП возникли как инициатива власти в целях снятия напряженности в соц. сфере, повышения эффективности управления соц.-полит. процессами, развития диалога между властью и обществом, обеспечения устойчивости власти к внешним и внутренним вызовам и угрозам, т. е. стабилизации и развития демократической полит. системы в целом. 5.9.2005 Президент РФ В.В. Путин объявил о старте 4 ПНП: «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие АПК», эти сферы, по мнению гл. гос-ва, определяют качество жизни людей и соц. самочувствие о-ва, и решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала. Кроме того, придание 4 направлениям статуса нац. проектов произошло потому, что в данных сферах начиная с 1990-х накопилось огромное кол-во проблем вследствие катастрофического недофинансирования.

В целях реализации ПНП сформирована новая система финансирования, ориентированная на результат, сетевого планирования, более эффективная система контроля за реализацией и использованием средств, выделенных на реализацию ПНП, определения критериев эффективности. Сметно-затратный принцип финансирования сменился ориентацией на конечный результат, что позволяет при меньших затратах достичь более высокого результата. Организация управления нац. проектами построена на широком вовлечении общественности, представителей всех властных и соц. институтов в процессы выработки и реализации гос. политики нац. приоритетов, а также максимально возможном развитии всех форм координации и взаимодействия в достижении их целей. Организационный стержень этой особой управленческой системы составили специальные координационные органы, образованные при высших должностных лицах по всей вертикали власти. На вершине этой системы находится Совет при Президенте РФ по реализации ПНП и демографической политике; в Забайкальском крае — Совет при губернаторе Заб. кр. по реализации ПНП и демографической политике на тер. Заб. кр.

Впервые использован в отечественной бюджетной практике метод сетевого планирования. С его помощью решается задача координации, синхронизации деятельности органов власти всех уровней (включая муниципальный) для решения вполне конкретных, определенных задач в сферах действия ПНП. Сетевое планирование оказывает непосредственное организующее воздействие на бюджетный процесс, прежде всего — на стадии исполнения бюджета, поскольку все процедуры санкционирования расходов бюджета, включая поквартальную разбивку расходов, учет средств в сметах бюджетных учреждений, определение лимитов бюджетных обязательств для получателей бюджетных средств, основываются на алгоритме сетевого плана и призваны обеспечить его точное выполнение, своевременное предоставление денежных выплат, оплату закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках мероприятий плана.

Изменен механизм отчетности. Последовательно по всей вертикали власти исполнения соединены финансовые показатели с показателями результативности произведенных затрат, сведениями о ходе достижения заданных параметров. Сложилась своеобразная коалиция разных надзорных структур. В этой работе участвуют МВД России, ФСБ России, Прокуратура РФ, ПП Президента РФ в федеральных округах, Счетная палата РФ, надзорные органы, работающие в сфере здравоохранения, образования, аграрного комплекса, стр-ва, Росфиннадзор и его тер. управления и др. Координирует работу всех контролирующих органов Гл. контрольное управление Президента РФ. При контролировании средств, выделенных на ПНП, контролирующие органы проверяют всю цепочку расходования средств: гл. распорядитель — распорядитель — получатель, т. е. доходят до конечного получателя средств, до физического лица. Особенно данный алгоритм контрольных мероприятий прослеживается в нац. проекте «Образование». Также ежемесячно и ежеквартально исполнительные органы гос. власти регионов представляют в адрес Президента РФ отчеты о реализации ПНП.

Введена новая технология, опирающаяся на сравнительную оценку и рейтингование субъектов, участвующих в реализации нац. проектов. Данная технология позволяет развивать конкуренцию, сопоставлять результативность, повышать мотивацию соответствующих субъектов, в т. ч. с использованием механизмов бюджетного регулирования (поощрение тех бюджетополучателей, к-рые демонстрируют наилучшие результаты).

Целями ПНП «Здоровье» является повышение доступности и качества мед. помощи, укрепление здоровья населения. Основные направления реализации проекта: развитие первичной медико-санитарной помощи, в т. ч. профилактической; обеспечение населения высокотехнологичной мед. помощью; женщин в период беременности и родов — квалифицированной и качественной мед. помощью; оптимизация мед. помощи и обеспечение эффективности использования ресурсов здравоохранения; оптимизация взаимодействия между различными уровнями власти по совершенствованию организации мед. помощи населению. В результате произошло улучшение основных медико-демографических показателей: увеличилась рождаемость на 14,1 % (2005 — 13,5 родившихся на 100 тыс. населения, 2011 — 15,4), снизилась смертность на 23,2 % (2005 — 17,2 на 100 тыс. населения, 2011 — 13,2), младенческая смертность снизилась на 38,8 % (2005 — 10,3 на 1 тыс. родившихся, 2011 — 6,3). Уровень рождаемости в крае выше, а показатели смертности ниже, чем по Сиб. федеральному округу и РФ. В 2009 завершена реализация мероприятия по подготовке врачей по специальностям: терапия, педиатрия, общая врачебная практика. Обучено 456 врачей первичного звена. В результате проведенных мероприятий коэффициент совместительства в участковой службе снизился до 1,1 у участковых педиатров и до 1,2 у участковых терапевтов. В рамках проекта в Заб. кр. поступило 565 ед. мед. оборудования, в т. ч. 159 ед. санитарного автотранспорта, 91 электрокардиограф, 83 рентген-аппарата, 74 комплекта лабораторного оборудования, 35 ультразвуковых аппаратов, 77 эндоскопов, 46 фетальных мониторов. Оснащение диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом муниципального звена здравоохранения региона позволило снизить процент износа мед. оборудования с 64,8 до 33,8 %, увеличить доступность обследования и лечения пациентов по месту жительства. Для оказания высокотехнологичной мед. помощи населению Заб. кр. за счет средств федерального бюджета выделено 6968 квот, высокотехнологичная мед. помощь оказана 4583 чел. Дополнительная диспансеризация работающих граждан, к-рая предусмотрена ПНП «Здоровье», направлена на раннее выявление и профилактику соц. значимых заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения, сохранение здоровья работающего населения. Осмотрено 251 300 чел., гражданам, прошедшим дополнительную диспансеризацию, выданы паспорта здоровья, содер— жащие конкретные рекомендации по ведению здорового образа жизни, по дальнейшему обследованию, наблюдению и лечению. В рамках диспансеризации осмотрено 25 808 детей, пребывающих в стационарных учреждениях для детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно проводятся мероприятия, направленные на иммунизацию населения: 3-кратная иммунизация против вирусного гепатита В, вакцинация против кори и гриппа, детей против полиомиелита. Одно из направлений проекта — обследование и лечение населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита В и С. Профилактика вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку у ВИЧ-инфицированных женщин составляет 93,8 % от числа подлежащих химиопрофилактике. Охвачено высокоактивной антиретровирусной терапией 99 % нуждающихся пациентов. Все нуждающиеся в лечении получили препараты, выделенные в рамках проекта. Лечебные учреждения края в полном объеме обеспечены средствами для диагностики ВИЧ-инфекции и лечения больных. Проводятся крупномасштабные акции, лекционные занятия, семинары-тренинги по вопросам профилактики распространения ВИЧ-инфекции. В сфере родовспоможения повысилась эффективность диагностических и лечебных мероприятий, увеличилось кол-во выявленных на ранних сроках беременности сопутствующих заболеваний, случаев врожденной и наследственной патологии развития плода. С 2006 на тер. Заб. кр. зарегистрировано 99 336 родов. Улучшилось обеспечение родовспомогательных учреждений мед. оборудованием, специальным лечебным питанием для беременных женщин, медикаментами, в т. ч. в женских консультациях. Введение системы родового сертификата способствовало повышению оплаты труда работникам указанных учреждений. В окт. 2011 в Чите введен в эксплуатацию Заб. кр. перинатальный центр. Новое учреждение рассчитано на 130 коек и оснащено новым современным мед. оборудованием. На 1.7.2012 в учреждении родилось 1225 детей. В рамках ПНП «Здоровье» приобретен ультразвуковой сканер экспертного класса, лабораторное оборудование и расходные материалы для проведения пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка. В 2007 Заб. кр. вошел в число субъектов РФ, самостоятельно проводящих обследование новорожденных на 5 наследственных заболеваний (фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, галактоземия, адреногенитальный синдром, муковисцидоз). Ежегодно на наследственные и врожденные заболевания обследуются 99 % новорожденных. Заболевания у детей диагностированы своевременно, дети взяты на диспансерное наблюдение, получают заместительную терапию и диетотерапию. С 2009 в Заб. кр. проводится обследование новорожденных и детей раннего возраста на выявление нарушений слуха (аудиологический скрининг), для этих целей было поставлено специальное мед. оборудование, 34 специалиста прошли курсы тематического усовершенствования. Дети с выявленными нарушениями слуха проходят курсы профилактического лечения, направляются на слухопротезирование, занимаются с сурдопедагогами. Также в рамках ПНП «Здоровье» в Заб. кр. реализуются мероприятия, направленные на совершенствование мед. помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Для заб. травмацентров приобретены компьютерные и магнитно-резонансные томографы, рентгеновские комплексы для интраоперационного контроля, автотранспорт — реанимобили и автомобили скорой помощи, оснащенные современным мед. оборудованием для экстренной помощи пострадавшим. Специальную подготовку для работы в травмацентрах Заб. кр. прошли врачи-хирурги, травматологи, нейрохирурги, анестезиологи-реаниматологи, рентгенологи и др. В 2012 Заб. кр. вошел в число субъектов РФ, реализующих мероприятия, направленные на совершенствование мед. помощи больным с сосудистыми заболеваниями; планируется открытие регионального сосудистого центра и 3 первичных сосудистых отд-ний. Осуществляется подготовка тематических теле— и радиопередач, публикаций в СМИ, информационно-методических материалов для лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики и сохранения здоровья, формируются межведомственные координационные советы, проводятся межрайонные конф., кр. семинары, круглые столы.

ПНП «Образование» призван ускорить модернизацию рос. образования в целях достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и соц.-экон. условиям; создал основу для системных изменений по целому ряду направлений развития системы образования: в сферу образования привлечены значительные финансовые средства и современное оборудование, позволяющее расширить возможности участников образовательного процесса; дана публичная оценка результатов работы школ и учителей гражданскими институтами; расширена общественная составляющая в управлении образовательными учреждениями. В условиях продолжающегося сокращения числа учащихся в малочисленных и малокомплектных школах и перехода на нормативное финансирование увеличивается необходимость подвоза учащихся из малых сел и отдаленных деревень в опорные, базовые школы, в этих целях в 2006–08 получено 139 ед. школьного транспорта. По направлению «Развитие материально-технической базы» в Заб. кр. поступили 539 современных кабинетов химии, физики, биологии, географии, интерактивные мультимедиа-комплексы. Это позволило повысить оснащенность учеб. процесса современным оборудованием с 15 до 30 %. В рамках стимулирования общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, 96 школ Заб. кр. получили по 1 млн р. Эти средства использованы на реализацию программ развития, приобретение учебно-наглядного оборудования, компьютерной техники, интерактивных досок, повышение квалификации учителей. Реализация программ развития образовательных учреждений начального и ср. профессионального образования позволила повысить качество подготовки обучающихся, организовать на базе созданных ресурсных центров подготовку и переподготовку специалистов для отраслей пр-ва Заб. кр. В 2006–08 в ходе реализации направления «Внедрение современных образовательных технологий» в школах края создана база для развития информатизации образования: приобретен и поставлен 4371 персональный компьютер, проведены работы по подключению школ к сети Интернет по наземным линиям связи. В результате практически все основные и ср. школы оборудованы компьютерными классами, ср. показатель обеспеченности по краю составляет 22 школьника на 1 компьютер, что соответствует среднероссийскому показателю. Все общеобразовательные учреждения получили пакет лицензионного программного обеспечения «Первая помощь». Проведена работа по повышению квалификации более 4800 учителей, администраторов различного уровня, организовано 18 выездных курсов по оказанию практической помощи по использованию ресурсов сети Интернет, устранению неполадок ее работы. Начиная с 2006 ежемесячно педагогам за выполнение функций классного руководителя выплачивается дополнительное вознаграждение, при этом сохранены ранее установленные надбавки и доплаты: за проверку письменных работ, заведование кабинетами (лабораториями), руководство метод. объединениями. Одни из гл. результатов мероприятия — уменьшение численности детей, не получающих общее образование ни в какой форме, с 657 в 2006 до 431 в 2011, снижение детской преступности. Ежегодно проводятся конкурсы по определению лучших учителей. Победителями признаны 472 чел., их торжественное чествование и награждение традиционно проводится в Междунар. день учителя. Агинский ин-т повышения квалификации работников соц. сферы, получивший статус региональной стажировочной площадки по повышению квалификации пед. и руководящих кадров, в окт. — дек. 2011 провел кр. семинары с участием экспертов ведущих фе— деральных ин-тов с охватом 685 работников образования Заб. кр. В апр. — июне 2012 на базовых опорных площадках инновационных школ РФ (гг. Калининград, Усть-Илимск, Якутск, Улан-Удэ, Иркутск, Москва, Санкт-Петербург) 89 педагогов Заб. кр. прошли стажировку, базовые опорные площадки Заб. кр. приняли на стажировку 243 педагога из Иркутской обл., Респ. Бурятия, Респ. Саха (Якутия), Алтайского кр. В 2011 в Заб. кр. реализовывался экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Операторами экспериментального проекта выступили 60 общеобразовательных учреждений Читы и муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский р-н» с численностью обучающихся 39 437 чел. В этих учреждениях проведены ремонтные работы в пищеблоках, закуплено оборудование, что позволило увеличить эффективность показателя оснащенности современным технологическим оборудованием школьных пищеблоков с 78 до 90 %. Главным результатом предпринятых мер стало увеличение в 2011 по сравнению с 2010 процента охвата школьников горячим питанием по школам — участникам экспериментального проекта: в Чите — на 3,8 %, Краснокаменске — на 2,2 %. По направлению «Поддержка талантливой молодежи» победителями стали 142 чел. Создано Чит. отд-ние межрегиональной ассоциации молодежных объединений Сиб. федерального окр. С целью оказания адресной гос. поддержки одаренных детей с 2006 в Заб. кр. проводится региональный конкурс «Будущее Заб.». Ежегодно региональной премией награждаются ок. 30 школьников. С 2011 реализуются мероприятия по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов РФ». Для обеспечения квалифицированными кадрами предприятий АПК открыт ресурсный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров, введена первая очередь таких центров для сфер ЖКХ и стр-ва, информационно-коммуникационных технологий в образовании. Созданы базовые центры повышения квалификации руководящих и пед. работников профессионального образования по профессиям «токарь-универсал», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «продавец», «контролер-кассир», «повар», «кондитер». С 1.9.2011 в образовательных учреждениях профессионального образования введены федеральные гос. образовательные стандарты 3-го поколения, в соответствии с к-рыми разработаны основные профессиональные образовательные программы по профессиям начального профессионального и специальностям ср. профессионального образования, обновлена материально-техническая база 18 образовательных учреждений, в т. ч. созданы и оснащены лаборатории по новым востребованным профессиям и специальностям.

Реализация ПНП «Жилище» направлена на решение следующих задач: увеличение объемов жилищного кредитования; повышение доступности жилья; увеличение объемов стр-ва жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

В 2006–09 в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного стр-ва» в Чите проведена работа по частичному обеспечению коммунальной инфраструктурой микрорайона Октябрьский, по стр-ву подъездной автодороги к нему, завершению стр-ва детского ясли-сада № 8. Также произведено технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Читаэнерго» микрорайона Западный сельского поселения «Дульдурга». Проведены реконструкция теплоснабжения в г. Борзя, пос. Осетровка и пос. Антипиха г. Чита, пос. Вершино-Дарасунский, реконструкция котельных в г. Хилок, пос. Баляга, реконструкция канализационных очистных сооружений Читы, реконструкция водовода и водозаборных сооружений пос. Новоорловск, стр-во центр. котельной пос. Новоорловск, центр. котельной пос. Могойтуй, котельной в пос. Орловский, котельной и тепловых сетей в микрорайоне Северный пос. Агинское. В результате комплексного подхода к решению вопросов теплоснабжения в кризисных точках края, таких как гг. Борзя, Хилок, Нерчинск, Петровск-Забайкальский, поселки Даурия, Карымское, Курорт Дарасун, Золотореченск, Забайкальск, где наряду с созданием нового теплоисточника проводилась реконструкция тепловых сетей, удалось не только решить основную задачу по обеспечению населенных пунктов теплом, но и значительно снизить бюджетные затраты на коммунальные услуги и топливо. Кроме этого, в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» выделены средства на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. На указанные средства построены: жилые дома в г. Краснокаменск для переселения граждан пос. Октябрьский, 65-квартирный дом в пос. Куанда, 2 59-квартирных дома в Чите, 28-квартирный дом в г. Шилка, 60 индивидуальных жилых домов в Агинском Бурятском округе, реконструирован 12-квартирный дом в пос. Вершино-Дарасунский. Реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», за время действия ПНП «Жилище» 1790 молодых семей улучшили жилищные условия. Кроме того, 249 молодых семей, реализовавших свидетельства, получили дополнительные субсидии за счет средств консолидированного бюджета Заб. кр. в связи с рождением ребенка.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Выполнение гос. обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» жителям Заб. кр. было выдано 404 гос. жилищных сертификата, в т. ч.: 81 гражданину, уволенному с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам; 17 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненным к ним лицам; 8 гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами; 298 гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Сев. и приравненных к ним местностей. В целях улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан предоставлены соц. выплаты на приобретение жилья 167 ветеранам ВОВ, 250 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. С 2010 жильем обеспечено 3693 ветерана ВОВ, чл. семей погибших (умерших) участников ВОВ. В рамках Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Заб. кр. отремонтировано 1207 домов (2374,3 м2). Реализация мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70 %) позволила приобрести жилье для 27 семей (63 чел.). В целом с 2006 реализация комплексной гос. жилищной политики позволила обеспечить ввод в действие зданий жилого назначения в размере 1885,1 тыс. м2.

АПК является одной из ключевых отраслей экономики Заб. С 2006 благодаря реализации ПНП «Развитие АПК» и Гос. программы развития с. х. и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2008–12 в Заб. кр. пришли инвестиции и новые технологии. Самое убедительное подтверждение достигнутых позитивных изменений — устойчивый рост пр-ва основных видов с.-х. продукции, увеличение поголовья высокопродуктивных пород животных, обновление машинно-тракторного парка сельхозпредприятий и создание новых пр-в. Успехи в работе отрасли стали возможны благодаря масштабной гос. поддержке. С 2006 объемы финансирования аграрного сектора увеличены практически в 2,5 раза. В результате сельчане получили возможность покупать по доступным ценам новую технику, племенной скот, горючесмазочные материалы, семена, удобрения, заниматься развитием своих хоз-в. Ведется техн. и технологическая модернизация АПК, обновление с.-х. техники. При поддержке федерального и регионального бюджетов с 2009 приобретено ок. 500 тракторов различной модификации, более 200 косилок, 146 зерноуборочных комбайнов, 161 пресс-подборщик и мн. др. В 2010 в Приаргунском районе на базе ОАО «Агроремтех» организовано пр-во пресс-подборщиков, в 2011 реализовано 34 ед. сельхозтехники. Главными приоритетами в с.-х. Заб. остается жив-во. Начиная с 2006 пр-во скота и птицы в живом весе увеличено на 120,8 % к уровню 2011. Отмечен рост поголовья крупного рогатого скота, свиней, северных оленей, пчелосемей. По численности лошадей Заб. кр. занимает 4-е место среди субъектов РФ. За счет развития племенной базы и увеличения поголовья в организациях по племенному жив-ву удельный вес племенного скота по состоянию на 1.1.2012 составлял 19,6 %, в то время как 3 года назад этот показатель был равен 12,9 %. Рост поголовья ставит перед аграриями серьезную задачу по развитию кормовой базы и увеличению перерабатывающих пр-в. Посевы кормовых культур с 2006 увеличены на 125 %. Сло— жившаяся в регионе сырьевая база и рынок мяса позволили реализовать инвестиционные проекты, связанные с убоем скота и пр-вом колбасных изделий. Новый цех убоя и первичной разделки крупного рогатого скота запущен ООО «Мясокомбинат “Даурский”» Краснокаменского района в 2011. Это комплексное малоотходное и эффективное пр-во мощностью 20 голов крупного рогатого скота в час позволяет выпускать продукцию, соответствующую требованиям рынка, а установка оборудования по переработке отходов позволяет не утилизировать отходы на спецзаводах, а на месте перерабатывать их и получать востребованные продукты, такие как жир и мясокостную муку. В планах — организация на базе предприятия переработки мелкого рогатого скота и свиней, а также увеличение пр-ва в 2 раза. Не менее значимый проект реализован в Читинском районе на Маккавеевском пищекомбинате. Там запустили в эксплуатацию новый цех по промышленному забою крупного рогатого скота, открытие к-рого позволило пищекомбинату замкнуть все звенья производственной цепочки: выращивание и откорм племенного скота — забой — выпуск готовой продукции — реализация ее через свою фирменную сеть. Запущен пилотный проект по обеспечению молоком школ Нерчинского района, где сконцентрировано большое кол-во молочных ферм и перерабатывающих пр-в. В целях решения задачи по улучшению жилищных условий в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам оказывается гос. поддержка в виде компенсации части затрат на стр-во или приобретение жилья. С 2006 в сельской местности введено в эксплуатацию 18 342 м2 общей площади жилых домов. Дальнейшая работа в рамках реализации кр. и федеральных программ, проектов частно-государственного партнерства позволит в ближайшие годы региональному АПК подняться на совершенно новый уровень.

Реализуемая на тер. Заб. кр. гос. демографическая политика, представляющая собой систему мер соц.-экон., правового и профилактического характера, основывается на мероприятиях Концепции демографического развития РФ и направлена на создание условий для повышения устойчивости демографического развития края, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей. С целью обеспечения комплексного подхода к решению демографических задач в крае действуют следующие нормативные документы: кр. долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Заб. кр. (2009–2015 гг.)», «План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Заб. кр. в 2011–2015 гг.» (подобные Планы в крае разрабатываются с 1997), «Концепция формирования здорового образа жизни населения Заб. кр. на период 2011–2025 гг.».

С 2007 в Заб. кр. сохраняется естественный прирост населения, т. е. превышение рождаемости над смертностью; увеличение ожидаемой продолжительности жизни (в 2002 — 61 год, в 2011 — 66,1), а также рост суммарного коэффициента рождаемости (в 2002 — 1,518, в 2011 — 1,842). Оценка возрастной структуры показывает, что происходит сокращение численности детей 0–14 лет (с 22,46 % в 2000 до 18,26 % в 2010); в возрасте 65 лет и старше в 2011 находились 8,8 % жителей Заб. кр. Возрастной состав населения края характеризуется существенной гендерной диспропорцией.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 202—208.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края