ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ, инженерно-геологические изыскания, отрасль геол. знаний, занимающаяся изучением геол. среды, ее динамики, т. е. инженерно-геологических условий как сложной многофакторной, изменяющейся во времени системы, современное состояние к-рой определяется геолого-структурными особенностями тер., климатическими факторами и характером инженерной деятельности человека. По результатам инженерно-геологических изысканий производится выбор наиболее благоприятных мест размещения инженерных сооружений, оценивается существующее состояние геол. среды в их основаниях, выбираются надежные фундаменты и строительные конструкции. Для тер. со сложными инженерно-геологическими условиями разрабатываются мероприятия по защите геол. среды от негативного воздействия инженерных объектов, по обеспечению их устойчивости на участках, где возможно развитие опасных природных процессов (оползни, термокарст, заболачивание и т. п.). И. г. развивается по 3 науч. направлениям: грунтоведение – изучение состава, строения и свойств грунтов, включая и искусственные; инженерная геодинамика – исследование геол. и инженерно-геологических процессов и явлений; региональная инженерная геология – изучение закономерностей пространственно-временной изменчивости инженерно-геологических условий в зависимости от истории геол. развития региона в связи с осуществляемой или планируемой деятельностью человека. И. г. зародилась в Заб. в 1880–90-е – период изысканий для стр-ва Транссибирской ж.-д. магистрали. Эти работы проводили геологи В.А. Обручев, А.Э. Гедройц, А.П. Герасимов, В. М. Сергеев, А. И. Воейков, Н. С. Богданов, А.В. Львов и др. Вклад в становление науки внесли Е. М. Сергеев – акад., основатель сов. и рос. школы инженеров-геологов, Г. А. Голодковская, Г. С. Золотарев, А. И. Шеко и др. В 1930-е в сев. и центр. частях Заб. выполнены инженерно-геологические изыскания для проектирования трассы БАМа и ж. д. Сретенск – Тайна – Кадая – Кличка. В 1941 комплексной экспедицией Ин-та мерзлотоведения им. В. А. Обручева АН СССР в составе А. И. Дементьева, А. И. Ефимова, С.П. Качурина и др. проведены инженерно-геологические изыскания на строительных площадках и в окрестностях Читы. В результате были разработаны практические рекомендации по выбору рационального типа фундаментов и режиму эксплуатации возводимых зданий, направленные на обеспечение устойчивости сооружений. В 1941–49 инженерно-геологические изыскания в небольшом объеме осуществлены для обоснования проектов гидротехнического и дорожного стр-ва, разработки ряда золоторудных и буроугольных м-ний. В 1950-е проектными ин-тами «Теплоэлектропро-ект», «Росгипроводхоз» и др. выполнены инженерно-геологические изыскания для проектирования различных объектов (Чит. и Харанорская ГРЭС). В кон. 1950-х – нач. 1960-х экспедицией Всесоюз. проектно-изыскательского и науч.-исслед. ин-та «Гидропроект» им. С. Я. Жука изучены инженерно-геологические условия стр-ва ГЭС на р. Витим. В 1958 Амурская экспедиция МГУ по заданию ин-та «Гидропроект» выполнила инженерно-геологическую съемку береговой полосы низовьев Шилки и Аргуни протяженностью более 1000 км для обоснования устройства каскада гидроэлектростанций. В нач. 1960-х ин-т по проектированию предприятий цветной металлургии «Гипроцветмет» начинал проектирование Удоканского ГОКа, где в 1962–63 проводили работы Московский центр. ТИСИЗ, затем Вост.-Сиб. ТИСИЗ, а в 1970–80-е Заб. ТИСИЗ. В 1959–60 региональные инженерно-геологические изыскания на тер. Читы и пригородной зоны выполнялись ЧГУ совместно с экспедициями геол. ф-та МГУ и др. организаций. Работы, в к-рых участвовали Б. В. Рыжов, А. И. Шеко, Н. И. Тихоненко, Л.М. Демидюк, В. П. Портнова и др., позволили выявить основные закономерности распространения многолетнемерзлых пород, составить инженерно-геологические карты отдельных тер. Выделенные на инженерно-геологических картах области и районы оценены по степени сложности инженерно-геологических условий. Большой комплекс инженерно-геологических изысканий выполнен при разведке м-ний на тер. Заб. Они позволили выяснить влияние морфологии, климата, геол. строения, поверхностных и подземных вод на устойчивость пород в бортах карьеров и в целом на инженерно-геологические условия.
В 1962 создано отд-ние Вост.-Сиб. ТИСИЗ в Чите, а в 1975 – Заб. ТИСИЗ, организатором к-рого стал А. С. Александров. Большой объем инженерно-геологических изысканий в сельской местности в 1970–80-е выполнило Чит. отд-ние Рос. гос. проектного и науч.-исслед. ин-та водного хоз-ва, к-рым установлены причины заболачивания и засоления земельных массивов в Чит. обл., проведено инженерно-геологическое районирование земель с оценкой различных площадей по условиям их культурного улучшения. В 1976 вышла монография В. П. Портновой, где рассмотрены инженерно-геологические условия Центр. и Вост. Заб. по итогам изысканий 1961–73. В 1977 В. К. Шевченко, Р. Я. Колодышева, В. П. Портнова и Л.М. Демидюк в монографии «Инженерная геология СССР. Вост. Сиб.» (т. 3) дали обстоятельную характеристику инженерно-геологических условий Заб. и оценку их изменения в связи с хоз. освоением тер. В 1970–90 продолжались инженерно-геологические изыскания на тер., прилегающей к трассе БАМа, к-рые в Заб. проводят Сибгипротранс, Ленинградский гос. проектно-изыскательский ин-т Главтранспроекта, Ин-т земной коры СО АН СССР и др. В результате систематизации материалов выходили многочисленные науч. сборники и монографии, в т. ч. «Инженерная геология СССР. Алтае-Саянский и Заб. регионы» (1990) под ред. Г. А. Голодковской и Н.Н. Романовского. В ней подведен итог многолетним инженерно-геологическим изысканиям различных организаций Заб. кр.
С нач. 21 в. основной комплекс инженерно-геологических изысканий осуществляет ОАО «Забайкальский трест инженерно-строительных изысканий» как на объектах пром. и гражданского стр-ва, так и на м-ниях полезных ископаемых, к-рые планируется осваивать. Совместно с Сибгипротрансом и Востокгипротрансом Заб. ТИСИЗ принимал участие в изысканиях для стр-ва ж.-д. линии Нарын-1 – Лугокан. Инженерно-геологические изыскания для промышленно-гражданского и дорожного стр-ва выполняют также инженерно-геологический отд. ООО «Востокгеология», ЗАОр «Народное предприятие Читагражданпроект», ООО Промышленно-торговая компания «НЭКСТ», проектно-изыскательский ин-т «Забайкалжелдорпроект»идр.
Науч. и научно-прикладные инженерно-геологические изыскания выполняет кафедра гидрогеологии и инженерной геологии ЧитПИ–ЗабГУ. В 1981–90 Чарская экспедиция кафедры под рук. В. С. Петрова проводила инженерно-геологические работы по комплексному исследованию тер. предполагаемого стр-ва г. Удокан. Она организовала и вела мониторинг физико-геологических процессов и явлений в Чарской впадине. В 1981–85 на тер. Центр. и Юж. Заб. аналогичные работы по изучению экзогенных геол. процессов проводила Центр. экспедиция под рук. Д.М. Шестернева. В 1996–2006 под рук. В.Г. Кондратьева разрабатывались мероприятия для стабилизации полотна автодороги «Амур», Заб. ж. д., ее участков Карымская – Забайкальск, Чара – Чина и т. д. Ученые кафедры участвуют в исследованиях, связанных с повышением эффективности горных работ в Заб., устойчивости выработок, оценкой и снижением негативного влияния горного пр-ва на природные экосистемы. В 2001–08 на кафедре получено ок. 20 патентов на изобретения, позволяющие совершенствовать технологию полевых и лабораторных исследований. В. А. Бабелло разработал установку высокого давления для изучения суффозии, А. Е. Беляков, А. Г. Верхотуров и др. предложили новые способы борьбы с наледями. На современном этапе исследования кафедры сосредоточены на теме «Динамика экзогенных геол. процессов в связи с хоз. освоением тер. Заб. и глобальными изменениями климата». Значительный объем исследований выполняла Читинская лаборатория инженерной геокриологии Института мерзлотоведения им. акад. П. И. Мельникова (с 2003 в составе ИПРЭК СО РАН) под рук. Д. М. Шестернева, обеспечивая науч. сопровождение проектирования и стр-ва нефтепровода Вост. Сиб. – Тихий океан, ж.-д. линии Нарын-1 – Лугокан и осуществляя самостоятельные изыскания по хоз. договорам и грантам. По результатам работ лаборатории выполнены оценка и прогноз устойчивости зданий на ул. Ползунова в Чите, даны рекомендации по стр-ву 3-й очереди золоотвала Чит. ТЭЦ-1 и др. Увеличение объемов стр-ва, глобальные изменения климата, вызывающие деградацию многолетнемерзлых пород и деформации эксплуатируемых зданий, сооружений и участков дорог, требуют дальнейшего совершенствования методики инженерно-геологических изысканий. С этой целью в ЧитГУ (2005, 2008) и в ИПРЭК СО РАН (2007) прошли междунар. науч. конф. В решении каждой конф. отмечается, что современные изыскания должны завершаться прогнозом изменения инженерно-геологических условий для своевременного принятия мер по снижению геол. рисков.
Верстка сайта Vesna