Категории:
Изразцовая печь. Торговый дом Андоверова, Сретенск. Фото М.Ю. Федосеева
Изразцы

ИЗРАЗЦЫ, керамическая плитка, имеющая с обратной стороны коробчатый выступ (румпу) для крепления к кладке. «Изразец» – от слова «образить», т. е. украсить. Зарождение рус. изразцового искусства началось в 10–11 вв. В 17 в. вошли в моду голл. (гладкие расписные) И. Арх. керамика использовалась и в экстерьере, и в интерьере сооружений. К нач. 20 в. И. применялись в основном для декоративной облицовки печей и каминов. В 1902 в Чите на местных залежах глины открылось кирпичное пр-во Товарищества гражданина Абр. Юдовича и К°. К 1910 з-д производил обыкновенный и огнеупорный кирпич, дренажные керамические трубы и фаянсовую посуду, а также фасадные облицовочные плитки и лепнину, печные поливные (глазурованные) рельефные, гладкие и терракотовые, под окраску И. Продукция з-да широко рекламировалась. Пассаж А. Ф. Второва (ул. Анохина, 63) в Чите – единственное здание, облицованное гладкими И., изготовленными на з-де Юдовича в 1912 по специальному заказу. Удовлетворительное состояние отделки фасадов этого здания свидетельствует об уровне пр-ва И. и качестве работ. На Дальнем Вокзале находился кирпичный з-д З. Б. Бермана, где был налажен выпуск И. и декоративного цементного литья. Печной набор состоял из И. определенного назначения: стеновые рельефные, цокольные, карнизные, поясовые, из к-рых набирались фризы. Для завершения печей отливались фигурные «городки» и массивные «короны», сложные формы «колонки» и угловые И. со сложным профилем. Для украшения фасада камина отливали особый крупный изразец с рельефной композицией или орнаментом. В Чите производили одноцветные И., цветовой диапазон к-рых ограничивался оттенками зеленого, желтого, коричневого, а цвет зависел от состава глин и температуры обжига. Было налажено изготовление и глазурованных белых гладких печных («берлинских»). Широкое распространение получили терракотовые неглазурованные И. от молочно-белого до красно-коричневого цвета. В России к нач. 20 в. развитие пр-ва И. достигло наивысшей точки, но с широким распространением парового отопления стало угасать. Способствовали этому и соц. преобразования – декоративные излишества расценивались как буржуазные пережитки. К нач. 21 в. в зданиях г. Чита сохранились 3 действующих камина (ул. Пушкина, 3; Ленина, 100; Анохина, 37). В общественном здании (ул. Пушкина, 3) камин облицован терракотовыми И., изготовленными на з-де Юдовича, что подтверждено изображением именно такого камина в рекламе з-да 1910. Камин многократно окрашен, имеет небольшие утраты. В особняке Д. В. Полутова (ул. Ленина, 100) камин расположен в центре дома и обогревает сразу 3 помещения. Каждая из 3 стенок камина имеет свою изразцовую отделку. Массивный парадный фасад камина облицован глазурованными коричневыми И., боковая стенка – желтыми, задняя – белыми гладкими и рельефными под окраску. В жилом доме усадьбы Ф. И. Лангоцкого (ул. Анохина, 37) фасад камина из гладких белых «берлинских» И. пр-ва предприятия Юдовича, со сложными массивными угловыми И. В жилом доме А. А. Новикова (ул. Бутина, 61 – ул. Чкалова, 116) И. 2 недействующих каминов закрашены. В жилом доме Виноградовой (ул. Полины Осипенко, 33) глазурованные И. 1 из 5 печей сохранились в подлинном виде (не окрашены). В доходном доме Т. С. Гладких (ул. Бабушкина, 88) очищенная от окраски печь облицована рельефными желтыми глазурованными И. В г. Сретенск в доме Мошковича (ул. Набережная, 42) сохранились недействующие облицованные И. камины. Выявлено ок. 10 видов стеновых И., несколько вариантов фризов и карнизов, «корон» различных размеров. Используя тиражированные И., следуя принципу преобразования полезного в изящное, мастера создавали в интерьерах неповторимые арх. сооружения.

Источник: Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство. – Новосибирск, 2016.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края