Категории:
Дорстройтрест

«ДОРСТРОЙТРЕСТ», ГУ, основная строительная организация Заб. ж. д. Приоритетная деятельность – обустройство Заб. ж. д., реконструкция и стр-во вспомогательных, ремонтных пр-в. Основные виды работ – стр-во объектов автоблокировки и электрификация дороги, стр-во локомотивных и вагонных депо, обустройство станций и пристанционных поселков. В нач. 20 в. при ж.-д. станциях действовали строительные участки под общим рук. Центр. отд. по сооружению ж. д. В 1929 он реорганизован в Центр. управление по сооружению ж. д. (ЦУстрой), в 1930 – в «Стройобъединение». В г. Новосибирск работал трест «Сибжелдорстрой». В 1932 организовано Всесоюз. объединение капитального стр-ва ж. д. «Главжелдорстрой», а при дирекциях дорог – хозрасчетные строительные конторы. В окт. этого года при стр-ве вторых путей на участке Уруша – Карымская Заб. ж. д. создано Управление заб. ж.-д. стр-ва со строительным трестом (подчинялись Гл. управлению ж. д. Д. Вост.). В 1933 на базе ликвидированного Управления организована строительная контора, 11 стройучастков (в г. Иркутск, на ст. Мысовая, Верхнеудинск, Хилок, Чита, Оловянная, Шилка, Зилово, Могоча, Амазар, Ерофей Павлович) и 33 прорабских пункта. Их силами проводилось стр-во вторых путей, работы по укреплению Кругобайкальской ж. д. В авг. этого года Кругобайкальский стройучасток передан в ведение службы пути Управления Заб. ж.-д. стр-ва. В 1935 все объекты стр-ва на ветке Тарская – Уруша переданы БАМЛАГу НКВД, этим же подразделением производились работы на Букачачинской и Укурейской ветках. В 1937 объекты стр-ва Маньчж. линии, ст. Карымская, 1143-й и 1136-й км, перегона Яблоновая – Могзон переданы Вост. СМТ. В янв. 1939 организована строительно-монтажная контора (СМК) «Дорстрой». Прорабские пункты находились на ст. Петровский Завод, Могзон, Чита, Карымская, им. Л. М. Кагановича (ныне Чернышевск-Забайкальский), Борзя. В 1942 хоз-во конторы передано в ведение жилищного отд. дороги. В 1943 контора выполняла работы на ст. Баян-Тумэн (Монголия), в 1945 она вернулась в Читу. К окт. 1945 в составе Дорстроя Заб. ж. д. работали СМК № 1 (Петровский Завод – Могзон), СМК № 2 (Могзон – Оловянная), с 1952 СМП № 177 (Тарская – Зилово) (см. Строительно-монтажный поезд № 177). В 1953 «Дорстрой» реорганизован в «Д.», СМП № 177 перебазирован на ст. Шилка, СМК № 2 – на ст. Хилок. К 1959 в составе треста значились: СМП № 367 с участком обслуживания Петровский Завод – Могзон; стройучасток № 1 – Могзон – Тарская – Оловянная; СМП № 177 – Карымская – Зилово. В 1960 тресту «Забайкалтрансстрой» переданы Чит. стройучасток № 1 и все объекты в пределах его деятельности, в 1961 – Хилокский самостоятельный прорабский пункт, производящий работы на ст. Петровский Завод, Хилок, Хохотуй, Могзон, а также стройдвор на ст. Чита-1. В 1960 переданы Заб. ж. д. и вошли в состав треста дорожные мастерские на ст. Михайло-Чесноковская Амурской ж. д.; в 1961 принят от треста «Забайкалтрансстрой» СМП № 261 ст. Сковородино с прорабскими пунктами на ст. Сковородино, Талдан, Магдагачи и мастерским участком на ст. Уруша. В 1962 этот поезд передислоцирован на ст. Магдагачи. В этот же период тресту передан СМП № 174 ст. Шимановская с прорабскими пунктами на ст. Ушумун, Шимановская, Свободный, Михайло-Чесноковская. В 1964 поезд передислоцирован на ст. Белогорск. В 1963 в ведение Д. передан МСП № 58 ст. Белогорск с прорабскими пунктами на ст. Белогорск, Завитая, Бурея и мастерским участком на ст. Благовещенск. В 1994 поезд передан службе пути. В 1962 СМП № 177 передислоцирован на ст. Чернышевск-Забайкальский. За ним закреплены прорабские пункты ст. Шилка, Укурей, Чернышевск-Забайкальский. В 1965 на ст. Чита-1 организован строительный участок, преобразованный позднее в СМК, а в 1971 – в СМП № 621 (см. Строительно-монтажный поезд №621). В 1968 создан з-д стройдеталей на ст. Михайло-Чесноковская, в 1969 – СМП №390 на ст. Шилка, в 1970 –СМП №609 на ст. Свободный. В 1971 из ведения службы связи тресту передан ССМП № 618 (см. Специализированный строительно-монтажный поезд № 618). В 1985 на ст. Шилка построен з-д железобетонных конструкций треста. В 1986 на ст. Забайкальск организован СМП № 754 (см. Строительно-монтажный поезд №754), на ст. Баян-Тумэн – строительно-монтажный участок № 1 (действовал до 1991), на ст. Борзя – СМП № 759, на ст. Могоча – СМП № 757 (см. Строительно-монтажный поезд № 757), на ст. Чита-1 – УПТК (действовало до 1996); Свободненский з-д стройдеталей и Шилкинский з-д железобетонных конструкций переименованы в комбинаты подсобных пр-в № 1 и 2. С 1985 резко увеличились объемы стр-ва объектов соц. сферы. Трест ежегодно сдавал до 40 тыс. м2 жилья, строились больницы, поликлиники, школы. Наиболее значимые объекты, построенные трестом: поликлиника Заб. ж. д. на 200 посещений в день в Чите, з-д КПД в Шилке, комплекс Заб. ин-та инженеров ж.-д. транспорта, стадион «Локомотив». Трест выполнял работы в Чит. и Амурской обл. Введен в эксплуатацию комбинат подсобных пр-в № 1 на ст.Свободный в Амурской обл. мощностью 25 тыс. м3 бетона и железобетона в год. В это время предприятием достигнут максимальный объем выполняемых работ 61 млн р., среднесписочная численность работающих 4,5 тыс. чел. Передача жилого фонда, объектов соц. сферы, коммунального назначения на баланс муниципальных образований, осуществленная МПС, привела к прекращению стр-ва этих объектов. Наряду с целевым стр-вом ведутся подрядные работы. В 2000-х сданы школа на 192 места в с. Байгул Чернышевского р-на, здание РОВД в пгт Забайкальск, школа на 120 мест и Дом детства в Шилке, школа-интернат на 1176 мест в пгт Забайкальск, спортивно-зрелищный комплекс в Чите, школа в с. Шелопугино и др. В 2003 предприятие реорганизовано в СМТ № 15 – фил. ОАО «РЖД», в 2006 – в СМТ № 15 – фил. ОАО «Росжелдорстрой». Изначально структура состояла из 12 подразделений, из них 7 в Заб. кр. (№ 177, 618, 621, 754, 757, МСП № 16, ПМС №206), 5 в Амурской обл. Ныне в составе остались общестроительные СМП №621 (г. Чита), СМП № 177 (ст. Чернышевск), СМП № 754 (ст. Забайкальск), МСП №58 (ст. Белогорск) и ССМП № 618 (г. Чита). Также в состав треста входят комбинат подсобных пр-в № 1 в г. Свободный Амурской обл. и з-д железобетонных конструкций в г. Шилка. В 2002 среднесписочная численность работников 3374 чел., в т. ч. по Чит. обл. 2076 чел. Рук.: И. Г. Егоров (с 1943), П. Г. Калашников (с 1948), И. Г. Чекин (с 1949), Ф. А. Бурлаков (с 1951), А. А. Власов (с 1985), В. М. Копылов (с 1986), Ю. Ф. Семенов (с 1988), О. И. Куренков (с 1997), И. А. Тимошенко (с 2002), С. С. Фисенко (с 2006), А. А. Корнев (с 2008), В. В. Пономарев (с 2010).

Ист.: ГАЗК, ф. Р-604, оп. 35.

Источник: Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство. – Новосибирск, 2016.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края