ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, система правовых, организационных, финансовых, материально-технических мер, предпринимаемых органами гос. власти, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предотвращение их разрушения. Сформировалась особая сфера духовной жизни, общественной и гос. деятельности, включающая в себя изучение и охрану ист. наследия.
В России процесс собирания и охраны культурных ценностей шел параллельно с общеевропейским. Учет, наблюдение за хранением и сбором в централизованных хранилищах предметов церковного убранства начал вести образованный Петром I Синод. Один за др. следовали указы Петра I, Сената и Синода о сборе, переписывании и присылке из епархий и монастырей книг и рукописей, грамот, церковных уставов, ценностей ризниц; о присылке «куриозных и драгоценных» вещей в Кунсткамеру или Оружейную палату. По наказу Петра I составлялись описания и планы церквей и монастырей, образовывались архивы, систематически утверждались строительные нормы и правила. Существенный интерес представляет законодательство, формировавшееся преемниками Петра I. Многие указы Елизаветинского времени посвящены регламентации строительной деятельности, проведения ремонта и обновления древних сооружений, учету памятников старины, при этом круг объектов, подлежащих такому учету, значительно расширен в сравнении с предыдущей практикой. Контролировался процесс подновлениями росписей церквей. При архиерейских домах и монастырях учреждались ремесленные и художественные школы. Регулировались стр-во и застройка. Однако ценность памятников арх. еще не осознавалась в полном объеме, принимались лишь меры к сохранению отдельных построек. Законодательство по охране стало развиваться в 19 в.: опубликованы первые списки памятников, созданные во исполнение именного Указа 1826. В 1857 принят Строительный устав –один из основополагающих документов, регламентировавших как новое стр-во, так и правила ремонта и реставрации памятников арх. В 1859 создана Археол. комиссия, ставшая гл. органом охраны культурного наследия России. В 1871 утверждено Положение об охране памятников старины. В нем определены разряды памятников (памятники зодчества, живописи, скульптуры и т. д.), введено понятие «списков памятников». В 1869 МВД направило циркуляр о предоставлении описаний и чертежей памятников крепостей, замков и др. зданий древности. Главное управление Вост. Сиб. по управлению стр-вом и дорожной частью рассылало на основании циркуляра запросы в 5 окр. управлений. В рапортах Баргузинского, Селенгинского, Верхнеудинского, Чит. окр. полицейских управлений от февр. –мая 1870 содержится информация об отсутствии памятников древностей на тер. Заб. обл. управления. В 1889 Императорская археол. комиссия предложила составить свод (полный и подробный список) памятников древности. В Списках МВД, к-рому была поручена гос. охрана наследия, в 1901 насчитывалось 2456 арх. и 1652 ист. памятников, находившихся в 89 губерниях и областях, 9 городах и на о. Сахалин. В Заб. обл. древних памятников, зданий, сооружений –4, ист. памятников –19. В архивных документах ГАЗК имеются сведения о существовании на этот период в Верхнеудинске 4 памятников (триумфальная арка, храм в селении Кульское, памятник на ст. Кандинской, триумфальная арка в Ацагацком дацане), в Нерчинске –5 (Старо-Нерчинская Троицкая церковь, крестообразный 2-главый собор, каменная плита на могиле 1-го нерчинского воеводы, каменные часовня и арка), в Селенгинске –3 (каменная часовня в с. Посольское, триумфальные ворота в с. Кабанское, каменная часовня), в Чит. окр. – 10 (деревянная часовня, церковь-школа на ст. Размахнинская, памятник вблизи с. Илимское, 2 памятника на Титовской сопке, часовни в Ново-Кукинске, Николаевске, Аблатуканске, субурган при ст. Турино-Поворотная, деревянный павильон). В донесении от 28.2.1902 из г. Акша имеются сведения о наличии в 5 верстах от пос. Кондуевский разрушенного здания, называемого «городок». В фондах архива находятся документы об увековечении памяти 33 погибших в войне с Японией 1904–5 (в Чит. у. в 13 волостях в церквях установлены поминальные доски).
В нач. 20 в. возникало множество арх., архивных, статистических о-в и ком. в центр. ведомствах и губерниях. Открываются музеи и появляются как светские, так и духовные древнехранилища. В 1889 с записки пред. Императорской археол. комиссии графа А. Бобринского началась почти 20-летняя история создания Закона об охране памятников древности. В 1911 проект Положения об охране древностей передан для обсуждения и принятия в Гос. Думу. После многочисленных обсуждений и согласований, продлившихся несколько лет, закон был возвращен на доработку.
В этот период продолжились сбор сведений и постановка на учет памятников истории. Так, в 1914 сформирован список памятников в честь государей-императоров, чл. императорской фамилии, в память о доблестных подвигах рус. армии и ее полководцев, а также всех великих людей России. В списках из Заб. обл. представлена информация о памятниках, посвященных 300-летию дома Романовых в Дурулгуевской ст-це, освящению знамени в Нарасунском пос. (Акшинский у.), освобождению крестьян от крепостной зависимости (бюст императора Александра Николаевича в Селенгинском у.), сообщениях уездных начальников 1914 по поводу проезда через Заб. царского наследника (1891); имеются сведения о памятниках в г. Нерчинск, с. Илимское (Чит. у.), на ст. Кондинская, в Ацаганском дацане, с. Кабанское, ст-це Титовская близ Читы, урочище Зугалай (Чит. у.), Селенгинском у. По циркуляру МВД от 12.3.1914 в Статистический ком. доставлялись сведения о крепостных и подземных сооружениях, где впервые встречаются назв. таких заб. памятников, как «Вал Чингисхана», Кондуевское городище, Вал бывш. Акшинской крепости. Из Акшинского у. в Московский архив Министерства юстиции поступила информация о наличии в с. Улиранго-Кондуевское Цугальской волости остатков развалин старинных укреплений и глиняных статуй, а в 25 верстах от с. Нижне-Карийское Шилкинской волости –утеса с красной надписью на неизвестном языке.
Законодательные акты первых лет Сов. вл. провозглашали новый порядок и передел собственности, в т. ч. и в деле охраны памятников. В 1917–23 приняты следующие декреты СНК: о прекращении выдачи средств на содержание церквей, священнослужителей (1918); снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Рос. социалистической революции (1918); об отмене права частной собственности на архивы умерших рус. писателей, комиссаров, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях (1919); о ликвидации мощей (1920); о порядке изъятия церковных ценностей (1922). В числе первых законодательных актов Сов. вл. Декрет о создании фонда гос. культурных ценностей из национализированного имущества религиозных организаций, казенных учреждений, императорской фамилии. Фонду передавались усадьбы, дворцы, частные коллекции. С лета 1918 все функции по охране ист. наследия были преданы Наркомпросу, к-рый в 1922 образовал Гл. управление науч., художественными и музейными учреждениями (Главнаука) с отд. по делам музеев и охраны памятников. В 1924 ВЦИК и СНК приняли совместный декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» и подробную инструкцию к нему. В этих документах во многом использованы нормы дореволюционного проекта законодательства об охране. Право устанавливать, какие ист. памятники должны находиться под охраной гос-ва, было закреплено за Главмузеем. В 1920 создано Гос. хранилище ценностей РСФСР (Гохран). С 1926–7 изменилась музейная политика, музейный фонд расформирован, число музеев стало сокращаться прежде всего за счет императорских и аристократических усадеб. С 1927–28 началось целенаправленное уничтожение зданий религиозного назначения. На этом фоне примечательным является факт оценки Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви как памятника истории. В 1929 Чит. обл. музеем, согласно Распоряжению Главнауки от 9.11.1928 и инструкции Наркопроса от 7.7.1928, составлен список памятников революции и старины Заб. обл., в числе памятников она значилась как «Церковь декабристов».
В 1933 принято Постановление ВЦИК и СНК об охране ист. памятников, в к-ром говорится о запрете сноса и переделки памятников. Впервые эта норма появилась в России в 1918 без всяких оговорок, в 1927 она дополнена уточнением – без разрешения Наркомпроса. В 1930 право разрешения было передано специальной комиссии ВЦИК с формулировкой о необходимости фиксации уничтожаемого памятника и источника средств для проведения таких работ. В фонде Чит. отд. нар. образования ГАЗК имеются документы о разграничении функций между крайоно, окроно и райисполкомами: на райисполкомы возлагалась охрана памятников искусства, старины и природы; на крайоно –руководство делом учета и охраны памятников старины и природы, организация и пр-во работ по археол. изысканиям и реставрации историко-художественных памятников; на окроно –руководство охраной памятников старины и природы местного значения. В законодательстве 1930–0-х укреплялась структура гос. органов охраны памятников, расширялись их функции и круг решаемых проблем. Но декларированные принципы в законодательных актах и повседневная практика редко совпадали. Значительное число документов предвоенного времени посвящено не столько мерам по сохранению культурного наследия, сколько регламентации охраны новой пролетарской культуры и недавнего революционного прошлого. Размах мероприятий свидетельствовал о партийном идеологическом подходе к данной проблеме. Список памятников историко-революционного значения Чит. обл. 1939 включал 45 объектов, в числе к-рых Акатуевская, Алгачинская, Кутомарская, Кадаинская, Зерентуйская, Карийская тюрьмы, Нижне-Карийские могилы (кладбище политкаторжан «Каторжная голова»); часовня А. Г. Муравьевой, крест на могиле И. И. Горбачевского, памятник на могиле С. Р. Лепарского, дом И. И. Горбачевского в Петровске-Забайкальском; могилы П. Ф. Анохина, Д. В. Крылова, И. С. Бабайлова, О. А. Олтаржевского в Чите, смертный тупик и дом пыток в Маккавеево.
Разрушения и потери культурного наследия страны, вызванные ВОВ, выдвинули ряд новых задач в деле охраны памятников. Основные методологические принципы, юридические нормы охраны и реставрации недвижимых памятников истории и культуры изложены в постановлении СМ СССР «О мерах улучшения охраны памятников культуры» (1948) и инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археол. и ист. памятников на тер. РСФСР (1949). Эти документы позволили развернуть масштабные работы по реставрации значительного числа памятников арх., разрушенных войной, наладить работу по выявлению, учету, регистрации памятников, составлению списков памятников, находящихся под охраной гос-ва. В 1947 директором Чит. обл. музея Н. С. Тяжеловым составлена докладная записка об ист. памятниках Чит. обл. и их состоянии. В 1949 в соответствии с Распоряжением Ком. по делам культурно-просветительных учреждений при СМ РСФСР в области проведена работа по постановке на учет 50 памятников истории, связанных с местами захоронений участников Гражданской войны в Заб. и памятными местами пребывания декабристов. К 1949 относится статистическая информация по паспортизации археол. памятников: 10 курганов по р. Онон, 1 городище и 10 остатков укреплений, 2 стоянки первобытных людей, «Вал Чингисхана», 200 надмогильных камней, 19 мест обнаружения костей. Список памятников 1950 включает уже 100 объектов ист. наследия в 20 районах Чит. обл. В 1957 СМ РСФСР принял Постановление об улучшении дела охраны и реставрации памятников культуры РСФСР, к-рое было дополнено Постановлением от 30.8.1960 о дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР, утверждены списки памятников, подлежащих гос. охране, и намечена программа работ по их сохранению. В 1966 в Министерстве культуры РСФСР создана Гос. инспекция памятников истории и культуры, Ин-т музееведения преобразован в НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. С 1965 в стране действует ВООПИиК, ставшее массовой организацией, помогающей гос. органам в деле охраны памятников. В каждом регионе создавались его отд-ния, в т. ч. и в Чит. обл. Совершенствовалась и законодательная база – впервые появился Закон об охране и использовании памятников истории и культуры (в РСФСР –в 1978, в СССР – в 1982), Постановлением СМ РСФСР утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. В соответствии с Законом РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры от 15.12.1978 на местные органы охраны памятников возложено значительное кол-во полномочий: ведение гос. учета, заключение охранно-арендных договоров, охранных договоров и обязательств, согласование документации, выдача заданий, разрешений и предписаний. Министерство культуры РСФСР в установленных случаях осуществляло согласование указанных документов, а также обеспечивало гос. контроль за соблюдением законодательства в области охраны памятников. До 1991 в Чит. обл. под охраной гос-ва находились 826 памятников истории и культуры, из них федерального значения –23, местного – 59, выявленных –775. В 1991 утвержден список ист. населенных мест РСФСР, в к-рый вошли 5 городов Чит. обл.: Чита, Петровск-Забайкальский, Шилка, Нерчинск, Сретенск. Изменение соц.-экон. условий в 1990-х, принятие Конституции РФ, вступление в силу Гражданского и Бюджетного кодексов РФ привели к противоречию действовавшего Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» новому федеральному законодательству. Принят новый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» № 73-ФЗ от 25.6.2002. В этом же году состоялось Всерос. совещание органов охраны памятников истории и культуры, посвященное проблемам реализации нового федерального закона и формированию единой системы гос. органов охраны культурного наследия. Его участники приняли решение считать совещание I Всерос. съездом органов охраны памятников. Новое законодательство ввело новое определение видов памятников (памятники, ансамбли, достопримечательные места), понятие гос. историко-культурной экспертизы, единого гос. реестра разграничило полномочия органов гос. власти и местного самоуправления в сфере охраны памятников. В 2004 в Чит. обл. для реализации положений федерального законодательства о гос. охране, сохранения и популяризации объектов культурного наследия полномочия гос. органа охраны объектов культурного наследия закреплены за Ком. культуры Чит. обл. На тер. Заб. кр. на гос. учете состоит 5484 объекта культурного наследия, в т. ч. выявленных – 4634, регионального значения –811, федерального –39. В Федеральный закон № 73-ФЗ в 2002–7 внесены изменения в части дальнейшего разграничения полномочий по объектам культурного наследия и формирования единой системы органов гос. охраны, в 2014 –значительные изменения и дополнения в части выявления объектов, проведения археол. полевых работ, определения границ тер., проведения историко-культурной экспертизы и др.
Ист.: ГАЗК, ф. 10, оп. 1, д. 4019, 5157; ф. Р-100, д. 309; ф. Р-517, д. 3; ф. Р-1545, д. 30; ф. 1210, д. 37.
Верстка сайта Vesna