Категории:
Сибирская губерния

СИБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ, адм.-тер. единица Рос. империи в 1708–1822. Образована в числе других 8 губерний в ходе губ. реформы 1708 именным указом Петра I. Окончательное оформление губ. управления, охватившего всю Сиб., произошло в 1712. Самая большая губерния из когда-либо существовавших, центр — г. Тобольск. В 1710 был упразднен Сиб. приказ, его функции переданы сиб. губернатору, воеводы сиб. уездов переиме нованы в комендантов. Первым сиб. гуернатором назначен князь М. П. Гагарин. Он обладал всей полнотой адм., полицейской, судебной, финансовой, хоз. и военной власти. Губ. реформой 1719–24 введено 4-степенное адм.-тер. деление. Губерния разделена на Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую провинции во гл. с вице-губернаторами. Первоначально по реформе к С. г. относились также Вятская и Соликамская провинции, но в 1727 они были выведены из ее состава. Провинции разделялись на дистрикты во главе с земскими комиссарами. В кон. 1720-х в Сиб. частично вернулись к прежней системе местного управления — с уездами во главе с воеводами. Низшей тер. единицей оставалась волость, а низшим звеном адм. власти — волостная приказная изба, или сугланная изба (у коренного населения). В приказной избе начальствовал приказчик. В 1730 восстановлен Сиб. приказ, но с существенно урезанными правами (изъяты полномочия в области дипломатии, управления пром-тью, начальства над воинскими командами (с 1748), ямской службы). В сфере экономики губ. и местная адм. отвечали за состояние земледелия, промыслов, ремесел, мануфактур, торговли, путей сообщения. Тобольский губернатор и иркутский вице-губернатор имели право вести дипломатическую переписку с соседними гос-вами. Губернаторы, вице-губернаторы и воеводы назначались правительством из числа чиновников, служивших в европ. части страны. Выслужившиеся сибиряки редко попадали на воеводские должности. В 1-й пол. 18 в. воеводы назначали волостных приказчиков из числа местных служилых людей, вводилась строгая централизация и субординация. Уездные воеводы не могли обращаться в центр, минуя вице-губернатора, а последние — сиб. губернатора. Все правительственные распоряжения сначала приходили в Тобольск, а оттуда рассылались по городам. Наметилось адм. деление Сиб. на Зап. и Вост. Иркутская провинция в 1736 получила адм. самостоятельность: ее вице-губернатор стал подчиняться непосредственно правительству. В 18 в. остались некоторые характерные черты управления 17 в.: низших адм. служителей (приказчиков, кан— целяристов, писцов, счетчиков) выбирали из своего состава посадские и служилые люди; сиб. адм., воеводское управление насчитывало от 4 до 24 чел., губ. управление — до 20 чел., а в самом Сиб. приказе в 1754 служило (не считая канцеляристов) всего 15 чел. Согласно Петровской гор. реформе в городах вводилось ограниченное самоуправление. Горожане (посадские) получили право создавать в крупных городах выборные магистраты, а в прочих — ратуши. В их состав входили 1–3 бургомистра и 2–4 ратмана. Магист— раты и ратуши ведали сбором налогов с горожан и пошлин с торговцев и промышленников; хоз. делами и благоустройством города; выбором лиц на казенную и земскую службу; полицией; выдачей паспортов; контролировали исполнение рекрутской, подводной, дорожной, постойной повинности; осуществляли сословный суд над горожанами. Тобольский магистрат, управляя одним из самых крупных сиб. посадов, связывал др. сиб. магистраты с Гл. магистратом в Петербурге. Первым его президентом в 1722 стал купец Я. Н. Маслов. Магистраты действовали в провинциальных гг. Енисейск и Иркутск, а также в Верхотурье, Тюмени, Таре, Туринске, Сургуте, Березове, Томске, Нарыме, Новой Мангазее, Селенгинске и Илимске. В пр. городах создавались ратуши или вообще не было органов гор. самоуправления из-за малочисленности или отсутствия посадского населения. В 1728 магистраты во всех рос. городах заменены ратушами, полностью подчиненными местной бюрократии. Восстановление магистратов произошло в 1743. В гл. сиб. городах — Тобольске и Иркутске — в магистраты избирали президента, 2 бургомистров и 2–4 ратмана. В остальных городах в магистратах заседали 1–2 бургомистра и 2–3 ратмана. Кроме магистратов и ратуш, ежегодно выбирали земских старост: в крупных городах — по 2, в мелких — по 1. В распоряжении земского старосты была канцелярия — земская изба в составе писчика, рассыльщиков и 2 сторожей. Органы гор. самоуправления, служители земской избы содержались за счет мирских сборов с посадских. Выборные органы гор. самоуправления полностью находились под контролем коронной адм., к-рая имела право аннулировать результаты гор. выборов. Власти не ограничивались простым контролем и активно вмешивались в текущую деятельность магистратов и ратуш. Особенно бесцеремонно это делали губернаторы А. М. Сухарев (в 1740-х) и Д.И. Чичерин (1760–70). С 1730-х в Сиб. стала учреждаться полиция. Она находилась на бюджете ратуш и магистратов, но подчинялась губернатору и воеводам. В Тобольске полицмейстерская контора создана в 1734, в Иркутске — в 1757. С 1760-х начался новый виток реформирования управления Сиб. В 1763 окончательно упразднен Сиб. приказ и в С. г. управление стало осуществляться на общих основаниях с прочими рос. губерниями. Сиб. дела распределялись по центр. правительственным учреждениям — коллегиям, а с 1802 — по министерствам. Сиб. губернаторы подчинялись непосредственно Сенату и лично монарху. В 1763 впервые введены штаты для сиб. чиновничества всех рангов и должностей. В 1764 Иркутская провинция получила статус губернии. В нее вошли Иркутская, Удинская и Якутская провинции. К Тобольской губ. относились Тобольская и Енисейская провинции. В 1760–80 происходила постепенная замена гос. приказчиков, как управителей волостей, на приказчиков, выбираемых крестьянским миром. Появилась и выборная крестьянская волостная адм., утверждаемая гос. органами и им подчиненная. В 1781–83 на Сиб. распространился один из крупнейших законодательных актов правления Екатерины II — «Учреждения для управления губерний Всерос. империи». Весь регион был поделен на 3 наместничества во главе с генерал-губернаторами. В состав Тобольского наместничества вошли Томская и Тобольская губ., Колыванского — одна Колыванская губ., Иркутского — Иркутская губ., Нерчинская область, Якутская и Охотская обл. Согласно «Учреждению…», гос. структура в регионе приобретала более дифференцированный и системный характер. До этого все функции (адм., финансовые, судебные) сосредоточивались в губ. или уездной канцелярии. Теперь общее управление на уровне губернии было вверено Губ. правлению во главе с губернатором и вице-губернатором, на уровне уезда — Ниж. земскому суду во главе с капитанисправником (ему подчинялась выборная волостная крестьянская адм.), в городах — городничим или комендантам, магистратам и ратушам. Финансовые вопросы стала решать Казенная палата, к-рая ведала бюджетом губернии, казенным имуществом и землями. Судебные функции исполняли Палата уголовных дел и Палата гражданского суда. Как самостоятельный ин-т для дворян вводился сословный суд. Их судил Верх. земский суд или Уездный суд. Дела купцов и мещан рассматривал Губ. магистрат и городовые магистраты, гос. крестьян — Верх. и Ниж. расправы. Для разбора дел между сословиями вводился Совестный суд. Контролировали исполнение законов губ. прокуроры. Все учреждения были подотчетны губернатору. В соответствии с «Учреждением…» впервые в Сиб. появились специальные гос. органы, занимающиеся общественным попечением и решением соц. проблем: Приказ общественного призрения (ведал нар. образованием, здравоохранением, благотворительностью, тюрьмами, смирительными домами) и Городовой сиротский суд (попечение над купеческими и мещанскими вдовами и сиротами). Органы сословного суда и попечения были выборными. Составной частью екатерининской реформы управления стали «Устав благочиния» 1782 и «Жалованная грамота городам» 1785. В соответствии с «Уставом…» все города были поделены на части во главе с частными приставами, имевшими в своем распоряжении специальные полицейские команды. Части делились на кварталы (по 50–100 домов) с квартальными надзирателями. С нач. 19 в. в городах появились полицмейстеры. «Жалованная грамота…» внесла ряд существенных изменений в гор. самоуправление. Органами гор. самоуправления в Сиб. являлись: Собрание гор. общества, в к-рое входили купцы и мещане, достигшие 25 лет; Общая гор. Дума, выбиравшаяся горожанами; Шестигласная гор. Дума — самый важный орган гор. самоуправления, в состав к-рого входили гор. голова и 6 гласных (заседателей); Городовой магистрат (в губ. городе — губернский) с учреждением при нем Городового сиротского суда. Свой отдельный орган получили гор. ремесленники — Ремесленную управу, гл. к-рой — ремесленный голова — входил в Шестигласную гор. Думу. Эти управленческие структуры из-за малочисленности горожан были созданы не во всех городах Сиб. В 1804 магистраты и думы существовали в Тобольске, Тюмени, Туринске, Таре, Томске, Красноярске, Енисейске, Кузнецке, Бийске, Иркутске, Верхнеудинске, Нерчинске и Якутске, в остальных 25 уездных городах были только ратуши. Внутренняя жизнь крестьянской общины определя— лась решениями сельских и волостных сходов. Сходы выбирали сельские и волостные правления — мирские избы, во главе к-рых стояли сельские старшины и волостные старосты. С. г. просуществовала до сиб. реформы М.М. Сперанского. Очередная крупная перестройка управления Сиб. произошла в нач. 1820-х. Толчком к ней послужила отправка в 1819 в Сиб. для всеобщей ревизии управления М. М. Сперанского, назначенного сиб. генерал-губернатором, наделенного полномочими не только ревизовать, но и реформировать. Деятельную помощь в этом ему оказывал будущий декабрист Г. С. Батеньков. В результате появилось 10 законов, составивших особое «Сиб. учреждение». Реформой 1822 Сиб. была разделена на 2 генерал-губернаторства: Зап.-Сиб. и Восточно-Сибирское генерал-губернаторство с адм. столицами в Тобольске и Иркутске. В Зап.-Сиб. генерал-губернаторство вошли Тобольская и Томская губ. и Омская обл., в Вост.-Сиб. — Енисейская и Иркутская губ., Якутская обл. и 3 особых управления: Охотское, Камчатское и Троицко-Савское. Губернии и области делились на округа. Генерал-губернаторы, гражданские губернаторы (в губерниях), обл. нач. (в областях) и окр. нач. имели широкие полномочия, касавшиеся всех сторон жизни края, генерал-губернаторы, кроме того, имели право командовать вооруженными силами. При генерал-губернаторах создавались Гл. управления (Вост. Сиб. и Зап. Сиб.), в состав к-рых входили по 3 чиновника — представителя МВД, министерств юстиции, финансов и по 3 чиновника — делопроизводителя по распорядительным, судебным и хоз. делам. Аналогичные советы создавались при гражданских губернаторах и обл. начальниках. В целом эти преобразования в сфере управления свелись к более четкому адм.-тер. делению Сиб. на Зап. и Вост. На особом адм. положении находились Колывано-Воскресенский горный окр. и Нерчинский горный округ, к-рые с сер. 18 в. состояли в совместном ведении гос. адм. и Кабинета Его Императорского Величества.

Л и т.: Энцикл. словарь. — СПб.: Изд-во Брокгауза и Ефрона, 1900. — Т. 29а (58); История Сиб. — Л., 1968. — Т. 2; Зуев А. С. Сиб.: Вехи истории (XVI–XIX вв.). — Новосибирск, 1999; Власть в Сиб.: XVI — нач. XX в. / сост. М. О. Акишин, А. В. Ремнев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск, 2005.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – 579 с.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края