Категории:
Моряки пограничного дивизиона

Военная история Сретенского затона началась более 100 лет назад. В середине XIX в. на р. Шилка велись интенсивные работы по подготовке первого сплава на Амур. Проводились гидрографические исследования, на судоверфи в с. Шилкинский Завод сооружались плавсредства, включая первые пароходы «Аргунь» и «Шилка». В Сретенске заканчивался сухопутный Московский тракт, и далее на восток можно было пройти только водным путем по Шилке. Так Сретенск стал пунктом сосредоточения грузов и людей для отправки на восток.

После удачных амурских сплавов и возвращения левобережных амурских земель значение Сретенска кратно возросло. В 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев на пароходе «Лена» от Амура по Шилке дошел до Сретенска. Это показало возможность хождения пароходов как в нижнем, так и в среднем течениях реки. Но базы для их зимовки и ремонта не было. Н. Н. Муравьев распорядился в устье речки Куренга, что впадает в Шилку в 2 км западнее Сретенска, сделать затон. В начале 1860-х гг. устье Куренги по левому ее берегу перегородили дамбой так, что в образовавшуюся гавань могли заходить суда, здесь же разместили необходимые постройки. Затон был назван Муравьевским, местное население чаще называло это место именно гаванью.

В Муравьевском затоне (гавани) зимовали казенные и частные пароходы и баржи, там же их ремонтировали. В 1907 г. он стал местом первой зимовки трех головных канонерок Амурской флотилии, спущенных в Кокуе, – «Бурята», «Монгола» и «Орочанина». После навигации 1908 г., когда бронепалубные канонерки новой постройки в сопровождении «Монгола» и «Орочанина» спустились на Амур в Астрахановский затон близ Благовещенска, «Бурят» и «Зырянин» с командующим флотилией капитаном 1-го ранга А. А. Кононовым остались на зимовку в Сретенске. В 1909 г. в Затоне появилась первая радиостанция. В 1911 г. капитально отремонтировали ледозащитную дамбу, в этот год в затоне зимовало 68 разных судов. Имелись два здания для слесарных работ, кузница на четыре горна с ручными мехами. В мастерских было пять станков, в том числе токарные, сверлильные и строгательный.

После 1920-х Затону присвоено имя Самарина. Во время Второй мировой войны в Затоне дислоцировался отдельный дивизион бронекатеров Краснознаменной Амурской военной флотилии, который принимал активное участие в обеспечении охраны государственной границы и в боевых действиях против Японии. Перед началом боевых действий Сретенский отдельный дивизион речных кораблей базировался в Сретенске и Падь-Даване. Он должен был поддерживать 74-й погранотряд в охране границы по рр. Аргунь и Амур, от начала Амура до пос. Джалинда, где железнодорожная ветка от основной магистрали подходит к берегу Амура. Также в задачу отряда входило взаимодействие с соседним погранотрядом, расположенным ниже Джалинды по течению Амура. На случай боевых действий в верховьях Амура отрабатывалось взаимодействие Сретенского дивизиона с 368-м горнострелковым полком 2-й армии, который дислоцировался в г. Ерофей Павлович. Основным направлением совместных действий Сретенского дивизиона и пограничников был маньчжурский уездный город Мохэ, где находился хорошо вооруженный японский гарнизон.

Приказ о начале боевых действий был получен вечером 8 августа 1945 г. Катера 2-го отряда, приведенные в боевую готовность, ночью вышли по Амуру к пос. Покровка. На рассвете 10 августа они приняли на борт пограничников и вошли в устье р. Аргунь, обстреляв из пулеметов посты и наблюдательные пункты японцев. Высаженный с катеров десант захватил основной опорный пункт японцев в пос. Алихохадо, уничтожив засады и группу смертников. Далее катера 2-го отряда поднялись вверх по Аргуни на 10–15 км, где их сменили малые пограничные катера. Одновременно 1-й отряд бронекатеров направился вниз по Амуру, уничтожая артиллерийским и пулеметным огнем японские наблюдательные посты и заставы на его правом берегу. Высаженные с бронекатеров десантники захватили несколько японских застав, в том числе в Логухэ, Нацинхда. Основной же задачей был захват г. Мохэ, расположенного напротив пос. Игнашино. В Мохэ находились основной гарнизон и командование японских войск, действовавших в верховьях Амура и на р. Аргунь. 368-й горнострелковый полк за ночь перешел из Ерофея Павловича в Игнашино, чтобы переправиться через Амур и захватить Мохэ.

На рассвете 10 августа бронекатера 2-го отряда высадили десант в 2–3 км выше Мохэ, а бронекатера 1-го отряда прямой наводкой обстреляли огневые точки и другие цели в Мохэ у уреза воды и заняли позиции для огневой поддержки высадки основного десанта 368-го горнострелкового полка. Под прикрытием бронекатеров части 368-го горнострелкового полка были посажены на плавбазу ПБ-4 и малые пограничные катера начали высадку на берег непосредственно в Мохэ. Бронекатера 1-го отряда дали два-три залпа по штабу и казармам японцев. Части горнострелкового полка и пограничников вошли в город и стали продвигаться в глубину. Не прошло и часа, как на зданиях города появились белые флаги, а мирные жители направились к порту также с белыми флагами в руках. Артиллерийский огонь с бронекатеров был прекращен. Тем временем солдаты японского гарнизона подожгли склады с оружием и продовольствием, вместе с семьями ушли таежными тропами в горы.

Части 368-го полка продвинулись в город на 1–1,5 км. Пограничники начали пресле-дование отступающего противника и проверку окрестностей города на наличие засад и групп смертников. После захвата Мохэ полк был отозван на другое направление. Корабли Сретенского дивизиона переправили его обратно на левый берег Амура, откуда войска направились к ст. Ерофей Павлович. В Мохэ и других захваченных опорных пунктах японцев остались подразделения 74-го погранотряда. В результате боевых действий на кораблях потерь личного состава не было, среди пограничников лишь несколько человек получили ранения.

Последующие несколько дней бронекатера дивизиона находились в Мохэ в повышенной боевой готовности на случай вылазок японцев. Только когда все побережье устья р. Аргунь до селения Джалинда, все дороги и тропы в глубину на 3 км были проверены пограничниками, корабли дивизиона отошли на левый берег Амура, в район Покровки, и перешли на повседневный режим службы.

В 1969 г. был создан дивизион пограничных сторожевых катеров. Приказом КГБ СССР в штат воинской части пгт Приаргунск введена группа катеров с личным составом в 50 человек. В 1973 г. на основании распоряжения Забайкальского пограничного округа группа катеров была передислоцирована в Сретенский затон. 6 июля 1992 г. на основании приказов председателя Комитета по охране государственной границы и командующего войсками Забайкальского пограничного округа началось формирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа с постоянным местом дислокации в г. Сретенск. В декабре 2007 г. приказом директора ФСБ России отдельный дивизион пограничных сторожевых катеров вошел в состав службы в пгт Кокуй.

В настоящее время дивизион выполняет задачи по охране государственной границы на участках рр. Аргунь, Верхний Амур и Шилка протяженностью более 1300 км. В любых условиях офицеры, мичманы, старшины, матросы и гражданский персонал дивизиона достойно выполняют воинский долг, профессионально отстаивают интересы государства на его рубежах. В речном дозоре береговая линия осматривается под тем же Андреевским флагом, под которым русские вышли на эти рубежи 155 лет назад (зеленый фон указывает на принадлежность к пограничникам).

Как и полтора века назад одной из важных миссий военных моряков остается перевозка людей и грузов – на протяженной речной границе на многие заставы в теплое время года по-прежнему можно добраться только водным путем. Личному составу дивизиона пограничных катеров приходится решать задачи и по охране биологических ресурсов на Шилке и Аргуни во взаимодействии с полицией и рыбинспекцией. К 2014 г. пограничники имеют модернизированные плавсредства: катер на воздушной подушке МАРС-700, моторные лодки «Фаворит», «Кайман» и «Мастер».

Моряки-пограничники тесно взаимодействуют с местным населением; дружба и взаимовыручка давно стали доброй традицией. Так, в ноябре 1983 г. пограничники мичман Латухин, матросы Гурбин, Колесов, Якимчук сняли с мели караван судов с зерном. В пограничных войсках поддерживаются флотские традиции: подъем флага береговой охраны, церемония открытия навигации, со времен Великой Отечественной войны при уходе катера в поход исполняется марш «Прощание славянки». В Забайкалье есть свой, хотя и небольшой, но настоящий военный флот – с героической биографией, славными морскими и боевыми традициями.

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 325–329. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края