Первая школа в Забайкалье начала работать в 1724 г. в с. Нерчинский Завод и имела профессиональный уклон – готовила горнозаводских рабочих. [Константинова, 2004, с. 65]. В Сретенске, как и во многих провинциальных городах, до второй половины XIX в. обучение детей грамоте находилось в руках частных «мастеров»: писцов, подьячих, церковнослужителей и просто грамотных людей, в том числе и ссыльных. Обучение носило примитивный характер и было направлено на приобретение в основном практически-прикладной грамотности (умение читать, писать и считать).
В феврале 1833 г. в Сретенск на поселение прибыл декабрист Александр Иванович Вегелин. В своем письме сестре С. И. Засс от 30 мая 1833 г. он написал: «Встаю очень рано, почти с восходом солнца, и, напившись чаю, приведя в комнате все в порядок, занимаюсь до самого обеда обучением российской грамоте мальчика, который мне прислуживает. Неимоверно какие способности и прилежание он имеет. Представь, что в три месяца выучился он весьма порядочно читать, знает четыре правила арифметики, пишет же так хорошо, что я не смею взять перо в руки для поправления, а только словами указываю на неправильность букв…» Этот мальчик, Александр Иванович Шайдуров, был сыном волостного головы. Вероятно, в Сретенске до приезда Вегелина и после его отъезда школ не было, иначе волостной голова не отдал бы сына в обучение декабристу, зная о запрете им заниматься обучением детей [Советское Забайкалье, 1990, № 111].
Состоявшийся в 1863 г. учительский съезд школ Восточной Сибири вынес решение, в котором, в частности, говорилось о том, что для того чтобы убедить крестьянина в пользе школы, детей надо учить не только читать, писать и считать, но и ремеслу, и практическим навыкам хозяйствования [Там же].
В 1890 г. в Сретенске была открыта первая школа – 1-классное училище (в этот период понятия «школа» вообще не было). Здание было построено на средства купца и промышленника И. Е. Шустова, находилось на углу улицы Средней и Штейновского переулка, в самом центре станицы. Шустов взял ее на полное содержание, оплачивая труд учителя, уборщицы и истопника. В программу обучения входили: Закон Божий, церковно-славянский язык, чистописание, пение, чтение, письмо, счисление (арифметика). Дети учились выразительно читать, пересказывать прочитанное, считать устно и решать задачи.
В 1892 г. Станичное правление взяло учебное заведение на полное содержание, открыло в нем еще один класс (4-й). Так училище стало 2-классным. Ученики стали дополнительно изучать естествознание, географию и историю России, геометрию, физику. В 1893 г. станицу Сретенскую посетил военный губернатор Забайкальской области Е.О. Мациевский. В своих заметках он отметил, что осмотрел церковь и 2-классное училище с ремесленным отделением, в котором обучался 41 воспитанник [Советское Забайкалье, 1990, № 112].
В 1897 г. Министерство путей сообщения открыло 1-классное училище на 50 учеников в железнодорожном поселке (современная ст. Сретенск). В 1905 г. 2-классное училище было преобразовано в 3-классное, в 1906 г. – в 4-классное. В это же время организовано женское 2-классное училище, которое разместилось в 2-этажном деревянном здании на углу Штейнского переулка и Верхней улицы. Сретенский промышленник З. Я. Андоверов рядом со своими заводами построил здание для 2-классного училища, в котором обучались только дети рабочих, и содержал его на собственные средства.
Член первого Сретенского Совета Игнатий Андреевич Касьянов вспоминал: «Моя мать очень хотела, чтобы я получил хоть маломальское образование. Но школы в Фарково не было. И пошла она к купцу Андоверову, в ногах у него валялась, слезами вымаливала согласие, чтобы взял меня в школу. Взял-таки купец меня в школу, хотя и жил я в деревне, и никто из родных не работал на андоверовских заводах. Вот так и получил я начальное образование. [Там же].
Столь быстрое увеличение количества школ в Сретенске было вызвано бурным ростом торговли и строительством железной дороги. К 1914 г. насчитывалось несколько учебных заведений: 4-классное высшее начальное, женское 2-классное училища, 2-классное на заводе Андоверова, два 1-классных в Муравьевском затоне и в железнодорожном поселке, три церковно-приходских школы, еврейская школа при синагоге. В станице обучалось 700 человек. Среди населения грамотными были 1356 мужчин и 635 женщин (57,6 %).
Обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума, который считался покровителем учащихся. Поведение и успеваемость учащихся оценивались следующим образом: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «изрядно», «средственно». В конце XIX в. перешли на 5-балльную систему. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее строгого порицания», «не заслуживающее строгого порицания», «хорошее», «отличное» и определялось также по 5-балльной системе.
В 1906 г. на Сретенском станичном сборе казаки решили открыть еще одно 4-классное высшее начальное училище и построить для него здание. Предполагалось принимать на каждые десять учеников девять казачьих детей и одного из разночинцев. Также были определены размеры стипендий. В течение четырех лет собрали средства на строительство – 60 тыс. р. В 1910 г. началось возведение кирпичного 2-этажного здания на Атаманской площади (в настоящее время в нем располагается педагогический колледж). В августе 1912 г. здание было построено и в нем начались занятия.
В мае 1917 г. по настоянию П. П. Титова и А.К. Белявского открылась министерская смешанная гимназия (давала 9-летнее образование). Вскоре были организованы общественная гимназия для первых четырех классов и среднее учебное заведение – учительская семинария.
В августе 1920 г. отдел народного образования, которым руководил Я. С. Попов, создал чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Старшие семинаристы и гимназисты, отдел по работе с женщинами обучали грамоте взрослых и детей на предприятиях, в школах, клубах и в домашних условиях.
Г. Ф. Кунгуров, выпускник учительской семинарии, известный сибирский писатель, в своих воспоминаниях писал: «Великий Октябрь все перевернул. Мать пошла учиться в школу ликбеза. Отец отреагировал, как топором вбил гвозди: «На преклоне лет ударила бабе в голову блажь. В избе все стоит и едет, а она уткнула нос в книгу». Мать не отступила, отец смирился. Самое незабываемое – серая бумажка, но от нее сияет: удостоверение об окончании школы ликбеза Христиньей Ванифатовной Кунгуровой. Без надобности такую бумажку не дадут. Вскоре мать – неугомонная активистка женотдела, а в доме новое изделие отца – полка для книг» [Советское Забайкалье, 1990, № 113].
С 1921 г. в школе 2-й ступени стала работать воспитанница Петербургских высших Бестужевских курсов Милица Васильевна Кузьмина. В своих воспоминаниях она пишет: «Осенью 1921 г. я приехала в Сретенск. Когда вышла из вагона, заметила, что дальше железнодорожного пути нет. Рельсы упираются в гору. Куда я заехала?! Огляделась. Увидела Шилку в окружении синих гор, и красота природы успокоила меня. Когда я стала работать в школе, я вела русский язык, литературу и психологию. Когда спрашивали, что побудило меня приехать в такую глушь, где 60-градусные морозы, я отвечала, что хочу по¬служить своему народу в далеком Забайкалье. Время было тяжелое, только скудный паек, но на душе было радостно и светло, полно надежд на будущее. Тяга народа к образованию была огромная!» [МАСР, ф. Р-306, оп. 1, д. 22]. Впоследствии М. В. Кузьмина работала заместителем наркома просвещения Н. К. Крупской.
К 1927 г. в Сретенске действовали железнодорожная школа 1-й ступени; школа 1-й ступени в Муравьевском затоне; еврейская школа; три школы 1-й ступени в городе; школа 2-й ступени; педкурсы с образцовой школой 1-й ступени.
В 1920-е гг. в Сретенске, как и по всей стране, были созданы комсомольские и пионерские отряды, которые активно участвовали в процессе ликвидации безграмотности. В 1930-е гг. в результате систематического притока рабочих семей железнодорожников, водного транспорта и военнослужащих практически при всех школах города открылись вечерние школы (школы взрослых). Обучение в них проводилось в две смены: с 7 часов вечера до 12 часов ночи. Опоздания и пропуски не допускались.
16 февраля 1933 г. сгорела школа 2-й ступени, погибли несколько учащихся. В 1936 г. в городских школах обучалось 1427 учеников. К этому времени был осуществлен переход на всеобщее начальное и обязательное 7-летнее образование. В 1940-е гг. в Сретенске работали десять начальных, средняя и 7-летняя школы. Открылся районный педагогический кабинет с целью оказания методической помощи учителям (методисты И. Р. Мартынов и Т.М. Суханова).
В годы Великой Отечественной войны ученики и учителя школ города, как и вся страна, не остались в стороне. Отпуска учителям не давали. Летом они работали на детской площадке, ремонтировали школу, заготавливали дрова, отправляли на фронт вместе с учениками вязаные варежки, табак, кисеты. Хлеб выдавался строго по норме (600 г). В 1949 г. в числе учителей города орденом Ленина награждены А. Г. Вегенер и К.Г. Оверина; орденом «Знак Почета» – П. Я. Загибалов и И.Р. Мартынов; более 10 человек – медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». В 1950 г. ордена «Знак Почета» удостоены Е. Л. Макарова и Н.Н. Потапова; медали «За трудовую доблесть» – К. П. Ваулин, А. С. Зеленова, Е. И. Зимина; медали «За трудовое отличие» – А. А. Наделяева, М. А. Сорокина, Н. И. Терехина, Р. С. Тонких.
В 1953 г. заведующим районо стала заслуженный учитель школы РСФСР М.Ф. Беспалова, которая пользовалась авторитетом не только среди учителей, но и руководства района, области, представителей общественности, руководителей колхозов и предприятий. Труд нескольких учителей Сретенска был высоко оценен: А. В. Давыдову и А.В. Широких присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», более 10 педагогов получили звание «Отличник народного просвещения».
В 1950-е гг. в Сретенске действовали: восемь начальных, две 7-летних и одна средняя школы. Дрова для их отопления пилили и кололи сами ученики. За каждым классом была закреплена комната, куда учителя приходили по расписанию уроков. В этот период начали ежегодно проходить педагогические чтения и конференции, лучшие доклады учителей направлялись на районные и областные педчтения.
В 1959/60 учебном году было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование для детей и подростков 7–16-летнего возраста. Для проведения политехнического трудового обучения при основных и средней школах созданы учебные мастерские по дереву и металлообработке. В 1960-е гг. происходило укрепление учебно-методической и материальной базы школ, в чем особую помощь оказывали предприятия и колхозы Сретенска и района. Строились ведомственные дома и квартиры для учителей. На всех предприятиях города создавались советы содействия семье и школе, а при каждой школе – ленинские уголки и военно-патриотические объединения.
В 1962 г. построено новое здание для средней школы № 1, которая как образовательное учреждение начала функционировать с 1931 г. (1-й директор В. Л. Белоносов). В 1935 г. она преобразована в основную 7-летнюю (располагалась в здании современного художественно-графического отделения педагогического колледжа), с 1936 по 1938 гг. работала как основная полная, а с 1940-х гг. – как полная средняя.
В 1968/69 учебном году произошел переход с 4-летнего на 3-летнее начальное обучение. Сформировались два типа начальных школ: 1–3 классы с 7-летнего возраста и 1–4 классы с 6-летнего. В этот период в школах города обучалось свыше 3 тыс. учеников.
Если первоначально во главу угла в образовательном процессе в основном ставились вопросы всеобуча, преодоление второгодничества, укрепление учебно-материальной базы, то с 1970-х гг. началось внедрение новых учебных программ и совершенствование методики преподавания учебных предметов. Педагоги использовали опыт липецких учителей, методы оптимизации учебного процесса Ю. К. Бабанского, систему преподавания В. А. Сухомлинского, а также эффективного обучения В. Ф. Шаталова, основанную на базе педагогики сотрудничества.
В 1977 г. в эксплуатацию была сдана Сретенская средняя школа № 2, первым директором которой стал Э. Е. Петровский. В 1980/81 учебном году в городе насчитывалось восемь школ, в том числе две средних, одна вечерняя, три 8-летних, две начальных. Школы города перешли на кабинетную систему обучения детей.
В 1990-е гг. произошло значительное обновление содержания образования, осуществлен переход школ на вариативное обучение через усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Изменилось содержание учебно-воспитательного процесса – основным ориентиром стали гуманитаризация и гуманизация образования.
С 2000-х гг. началась компьютеризация школ города, стали активно использоваться новые информационные технологии. Педагоги принимают участие в различных конкурсах. Победителями приоритетного национального проекта «Образование» стали учителя средней школы № 1 г. Сретенск Г. В. Куфарова, С. А. Парфенова. В 2013 г. учитель Сретенской вечерней средней школы Т. Н. Малышкина заняла 2-е место в краевом конкурсе «Учитель года». В 2001 г. открылось государственное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Сретенская школа» (руководитель И. В. Федотова). В штате 44 педагогических работника, численность воспитанников составляет 79 человек.
Современная система образования города представлена средней школой, вечерней школой, тремя основными и одной начальной. Всего образовательным процессом в школах города Сретенска охвачено более 1000 детей. В школах города создаются условия для развития творчества педагогов и учеников, внедрения инновационных технологий, направленных на повышение качества образования. Все образовательные учреждения прошли аттестацию и получили свидетельства об аккредитации. Школы ориентированы на социальные и образовательно-воспитательные запросы. Решается задача сделать образование открытым для его основных «заказчиков» – родителей школьников. По-прежнему одним из направлений образования является повышение его качества. Общая успеваемость в школах Сретенска возросла на 0,8 % и держится на уровне 98 %. Среди учебных заведений города средняя школа № 1 – лучшая по подготовке выпускников.
Библиографический список список
Константинова Т. А. История горнозаводского образования в Забайкалье (XVIII – начало XX в.). – Новосибирск: Наука, 2010. – 168 с.; Советское Забайкалье. – 1990. – № 111–113.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 288–292. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna