Пограничная ситуация на дальневосточных рубежах Российской империи в начале XX столетия резко обострилась. В Китае в 1900 г. вспыхнуло восстание ихэтуаней, а затем грянула Русско-японская война в 1904–1905 гг. Амуро-Уссурийская казачья флотилия, созданная в 1897 г. по инициативе приамурского генерал-губернатора С.М. Духовского, а также переоборудованные в канонерские лодки и плавбатареи гражданские суда Управления водных путей Амурского бассейна не могли в полной мере справляться с поставленными задачами. Возникла необходимость в создании постоянной военно-речной группировки на Дальнем Востоке [Смыковский, 2012, с. 163–164]. В связи с этим в 1903 г. Совет государственной обороны принял решение о создании военной флотилии на Амуре, в основу утвержденного плана легла идея организации подвижной обороны границы по Амуру и в его устье силами речных кораблей. В октябре 1904 г. заключен контракт с Сормовским заводом (г. Нижний Новгород) на постройку десяти паровых канонерских лодок. За образец проекта была взята английская канонерка «нильского типа», но главные и вспомогательные механизмы должны были быть отечественного производства [Сунгоркин, 1989]. Технические условия и спецификацию на новое судно составил корабельный инженер К. А. Теннисон.
2 апреля 1905 г. приказом по Флоту и Морскому ведомству создан Отдельный отряд судов Сибирской флотилии (командир капитан 1-го ранга А. А. Кононов). Головной корабль сормовской постройки спустили на воду 7 сентября 1905 г., и он успешно прошел ходовые испытания на Волге. Приказом по Флоту и Морскому ведомству от 14 ноября 1905 г. канонерки с именами «Бурят», «Вогул», «Вотяк», «Зырянин», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Монгол», «Орочанин», «Сибиряк» были зачислены в список судов Российского флота.
В разобранном виде по железной дороге суда отправились в забайкальский поселок Кокуй. Выбор был сделан не случайно. В этом месте начинается самый оптимальный фарватер для судоходства по Шилке. К двум кокуйским пристаням в ходе Русско-японской войны еще в 1904 г. были проложены железнодорожные ветки. Военные грузы, направленные по железной дороге из европейской части страны, в период навигации перегружались на баржи и пароходы для доставки в действующую армию по Шилке, Амуру и Сунгари. У военных специалистов был даже наработан уникальный для той поры опыт по транспортировке миноносок образца 1887 г.: восемь небольших паровых судов в мае 1904 г. двумя эшелонами на специальных платформах по железной дороге были доставлены в Кокуй, после спуска их на воду мощный буксирный пароход «Неронов» отвел их в устье Амура для несения боевой службы [Кошелев, 2007]. Волжские корабелы свой судосборочный филиал в 1906 г. разместили в районе Верхней пристани. Работы по монтажу судов на судоверфи велись вручную под открытым небом.
Канонерская лодка типа «Бурят» представляла собой речное судно длиной 54 и шириной 8,2 м, водоизмещением 193 т. Вооружение состояло из двух 75-миллиметровых орудий и четырех пулеметов. Осадка же, как и положено речному пароходу, была небольшой – до 0,91 м. Максимальная скорость хода составляла более 11 узлов, а экономичного – 8. В состав экипажа входили 3 офицера, 2 кондуктора и 35 матросов. 10 мая 1907 г. в присутствии капитана 1-го ранга А. А. Кононова над спущенными на воду «Бурятом», «Монголом» и «Орочанином» взметнулись Андреевские флаги и вымпелы. Уже 16 мая корабли в составе Отдельного отряда Сибирской флотилии совершили первый поход по Шилке и Амуру. Суда благополучно дошли до Благовещенска, а «Монгол» с А. А. Кононовым направился далее на восток. В Хабаровске боевой корабль был представлен Павлу Федоровичу Унтенбергеру – командующему Приамурским военным округом. 7 октября отряд после проведения ходовых испытаний вернулся в Муравьевский затон Сретенска [Смыковский, 2012, с. 165]. Там к этому времени построили мастерскую с токарным станком, вырыли обширные землянки, патронный погреб, оборудовали караульное помещение. Экипажи первых канонерок комплектовались балтийскими и черноморскими моряками, а в Санкт-Петербурге обучались будущие судовые радиотелеграфисты [Сунгоркин, 1989]. Для устройства казарм на 250 моряков в Сретенске арендовали несколько вместительных домов, отремонтировали поврежденный пожаром постоялый двор, провели до затона телефонную связь. Для развлечения команд был устроен большой каток на Шилке и приобретены коньки. Из Петербурга доставили «волшебный фонарь» с большим запасом картин. Были организованы командные библиотеки, которыми пользовались и местные жители. Флотские офицеры, к которым в Сретенск прибыли жены, познакомились с семьями служащих Управления водных путей, станичных учреждений, Сретенского резервного батальона. В Гарнизонном собрании устраивались совместные вечера со спектаклями.
Тем временем продолжался монтаж еще семи канонерок. Судя по фотографиям, их собирали двумя рядами непосредственно на высокой береговой террасе Шилки на западной окраине Кокуя, в районе Старой пристани. Производственная территория Сормовской судоверфи размещалась вдоль современной 2-й Набережной улицы. Вскоре по итогам эксплуатации первой тройки головных кораблей военными специалистами-практиками были высказаны замечания, и Совет государственной обороны принял решение о модернизации оставшихся семи судов, что затянуло их производство и спуск на воду. С канонерок убрали высокие надпалубные постройки, машинные отделения, погреба боезапаса, а боевые рубки защитили противоосколочной броней. На каждый корабль установили два мощных 120-миллиметровых орудия, 122-миллиметровую гаубицу и четыре пулемета. Личный состав такой бронепалубной канонерки (тип «Вогул») включал из 4 офицеров, 2 кондукторов и 57 матросов. Корабли стали на 51 т тяжелее, но получили, как видим, более мощное вооружение и совершенную броневую защиту. Были предназначены для плавания по Среднему Амуру. Их максимальная скорость хода (10 узлов) ненамного уступала первоначальному варианту [Сунгоркин, 1989; Черников, 2007, с. 411–414]. Приемка и испытания модифицированных судов проходили с мая по июль 1908 г. 24 ноября 1908 г. приказом по Морскому ведомству все корабли Отдельного отряда судов Сибирской флотилии были объединены в Амурскую флотилию. В оперативном отношении она подчинялась командующему Приамурским военным округом. В Осиповском затоне Хабаровска по предложению корабельного инженера Н. Н. Кутейникова создавалась ее главная база [Смыковский, 2012]. На зиму восемь канонерок пришли в Благовещенск на базу флотилии в Астраханском затоне, а «Бурят» и «Зырянин» с А. А. Кононовым остались зимовать в Муравьевском затоне. Весной 1909 г. сюда прибыли обученные в Санкт-Петербурге радиотелеграфисты во главе с унтер-офицером Трофимом Овчаренко. На высоком утесе в устье Куренги они смонтировали металлическую мачту высотой 24 м и оборудовали береговую радиостанцию. Все канонерки также были оснащены радиотелеграфами немецкого производства («Telefunken»). Вскоре береговая станция в Муравьевском затоне приняла первую радиотелеграмму от командующего войсками округа [Сунгоркин, 1989].
Кроме канонерских лодок Сормовский филиал в Кокуе для Амурской флотилии собрал буксирный пароход «Сильный», бензинонефтеугольную баржу водоизмещением 250 т и крупный док для обслуживания и проведения ремонтных работ на боевых кораблях. Они были отправлены на главную базу под Хабаровск. Речной док верой и правдой прослужил долгие годы, намного пережив своих сверстниц-канонерок. Волжане после сдачи военных проектов собрали в Кокуе еще несколько пароходов гражданского назначения.
Опыт и последствия китайской кампании 1900 г. и Русско-японской войны, мировые тенденции развития кораблестроения заставили правительство взяться за проектирование и строительство более совершенных кораблей для Амурской военной флотилии. К тому же было очевидно, что десяти канонерок предшествующей серии явно недостаточно для охраны речной границы. В острой конкурентной борьбе за реализацию проекта победил Балтийский завод. 12 мая 1907 г. его правлением был подписан контракт на постройку восьми канонерских лодок нового поколения для Амура. Они были спроектированы выдающимися корабельными инженерами Н. Н. Кутейниковым и П.Е. Беляевым, которые затем руководили постройкой этих кораблей.
В стратегию проектирования новых судов легли новые приоритеты: огневая мощь и дальнобойность корабельной артиллерии, усиленная броневая защита и высокая автономность плавания. Акцент на скорость передвижения не ставился. Опыт дальнейшего применения данных судов в боевых условиях на Амуре и Сунгари в 1929 и 1945 гг. показал правильность избранной стратегии. На кораблях впервые в мировой практике боевых судов были применены силовые дизельные установки. Это был настоящий прорыв русской инженерной мысли! Эти канонерские лодки стали именоваться «башенными», а в советское время – «мониторами». Длина их составляла 70,9 м, ширина – 12,8, осадка – 1,4 м, скорость хода – 11 узлов, водоизмещение – 950 т. Корпус корабля был разделен на 11 отсеков с водонепроницаемыми переборками. В средней части корпус имел двойное дно, что увеличивало живучесть судна. На палубе не было никаких надстроек, кроме боевой рубки и орудийных башен. Четыре дизеля мощностью 250 л. с. каждый обеспечивали достаточную для того времени быстроходность. Дальность плавания составляла 3726 миль при скорости хода в 8 узлов. Толщина башенной и бортовой брони равнялась 114 мм, броневой палубы – 19 мм. Предусматривались система управления артиллерийским огнем и радиотелеграф. Броня защищала корпуса судов по ватерлинии, палубу, машинное отделение и рубки управления. Имея два 152-миллиметровых башенных и четыре 120-миллиметровых в двух башнях с электроприводами орудия, семь пулеметов, корабль представлял грозную боевую силу, не имеющую аналогов в мировой практике. Планировалось, что такие канонерские лодки будут использоваться для охраны и обороны устья Амура, а также ведения боевых действий в мелководье Татарского пролива. Корабли были заложены в Петербурге в 1907 г., и головную канонерку «Шквал» строители в следующем году успешно испытали в Финском заливе.
5 июля 1907 г. член правления Балтийского завода, действительный статский советник А. Н. Чикалев заключил соглашение с известным сретенским предпринимателем Я. С. Андоверовым о строительстве мастерских, бараков и дома для администрации Амурского отделения Балтийского завода в Кокуе. Поскольку в районе Верхней пристани уже действовал филиал Сормовского завода, Амурское отделение питерцев разместилось в районе Нижней пристани, то есть в восточной части территории современного Сретенского судостроительного завода. 31 июля 1907 г. представитель Балтийского завода и начальник 16-го участка службы пути Забайкальской железной дороги составили акт о передаче участка земли во временное пользование Амурскому отделению на весь период строительства кораблей. 21 сентября была составлена ведомость стоимости построек временной верфи Балтийского завода на сумму 122 789 р. 6 к. Кроме того, Я. С. Андоверов обязался построить стапеля для закладки кораблей [Там же].
В Петербурге сборка судов производилась на временные болты, блоки и секции тщательно подгоняли, собирали, затем разбирали на части, маркировали, грузили на эшелоны и отправляли в Забайкалье, в Кокуй. С каждым эшелоном ехали двое опытных мастеровых, хорошо знавших технологию сборки судов. Окончательный монтаж судов и их вооружение должны были проходить на основной базе флотилии в Осиповском затоне Хабаровска, где был размещен другой филиал Балтийского завода. На восток с двумя корабельными мастерами А. А. Архиповым и Т.С. Кашкановым отправился и главный конструктор проекта – Николай Николаевич Кутейников. 12 марта 1908 г. с Балтики поступил первый эшелон из 19 вагонов и платформ с разобранными боевыми судами и комплектующими изделиями. 24 апреля из Петербурга в Кокуй прибыли еще 3 партии рабочих по 100 человек и около 300 пудов груза. Наряду с питерскими и гороховецкими рабочими, предприятие привлекало и местных работников, которые освобождались на Сормовском филиале после сборки паровых канонерок [Там же]. В поселке к этому времени уже возвели деревянные судовые мастерские, оборудованные станками, котельную, компрессорную, мини-электростанцию и бараки для рабочих. Крыши зданий покрыли оцинкованным железом. Построили и плавучую мастерскую для достройки канонерок на воде. Стапеля в два ряда располагались параллельно берегу Шилки, и спуск кораблей производился боком. В пяти больших с паровым отоплением и электрическим освещением бараках с общими нарами размещалось 650 рабочих, хотя при обсуждении условий быта рабочих питерцы требовали, чтобы помещения для жилья были не более чем на 10 человек, с железными кроватями и матрацами. В сравнении с Сормовским и Муромским судосборочными филиалами в Кокуе Амурское отделение Балтийского завода выглядело довольно солидным предприятием. Территория его была обнесена забором, уровень бытовых удобств рабочих был достаточно высоким. Имелись кухня, медпункт, баня, даже работала киноустановка. Представителем Балтийского завода в Кокуе являлся корабельный инженер-полковник П. Е. Беляев [Там же]. Сборка корпусов башенных канонерских лодок завершилась в ноябре 1908 г., и они были опробованы на водонепроницаемость. 28 и 29 июня 1909 г. во время подъема Шилки лодки были спущены на воду. Затем канонерки и плавучая мастерская с помощью буксирных пароходов Амурского общества пароходства и торговли были отведены в Осиповский затон, где создавалась база Амурской военной флотилии. Конвоировали их в этом сплаве первые канонерские лодки сормовской постройки [Там же]. В Хабаровске на временном филиале Балтийского завода суда были окончательно достроены, вооружены и укомплектованы экипажами. Осенью 1910 г. Амурская военная флотилия пополнилась канонерками с грозными названиями: «Вихрь», «Вьюга», «Гроза», «Смерч», «Тайфун», «Ураган», «Шквал», «Шторм». Уже их первые ходовые испытания показали высокую надежность, они были признаны самыми сильными в мире боевыми речными судами того времени [Кузнецов, Лившиц, Плясунов, 1970].
В 1909–1910 гг. в Кокуе Путиловским заводом для Амурской флотилии было достроено десять посыльных судов (бронекатеров) типа «Пика». Разработка и реализация этого проекта оказались настолько сложными, что кроме путиловцев никто за него не взялся. Это были первые в мире речные бронекатера. По сравнению с вышеописанными канонерками они были небольшими по размерам: длина 22 м, ширина 3 м, водоизмещение 23,5 т, осадка 0,51 м. Два 100-сильных двигателя обеспечивали скорость хода до 15 узлов. Рубку, борта, палубу и погреба защищала противопулевая броня толщиной 7,9 мм. Вооружение судна состояло из 47-миллиметровой пушки. Катера «Кинжал», «Копье», «Палаш», «Пика», «Пистолет», «Пуля», «Рапира», «Сабля» и «Шашка» вошли в состав Амурской речной флотилии. Головной корабль данного проекта «Штык» после испытаний был оставлен на Балтике [Черников, 2007, с. 430; Похитонов, Чапыгин, 2008, с. 126–127].
К началу Первой мировой войны Амурская военная флотилия была достаточно боеспособна и полностью выполняла возложенные на нее задачи по охране и обороне дальневосточных рубежей России. Ее костяк составляли канонерские лодки и бронекатера, собранные в Кокуе. Суда этого класса могли успешно вести борьбу как против речного флота неприятеля, так и против его полевой артиллерии. Реализация идеи создания на Дальнем Востоке военного соединения кораблей, не имеющих аналогов в мировой истории, потребовала колоссальных материальных и интеллектуальных затрат. Заметный след в становлении Амурской военной флотилии оставили Н. Н. Кутейников, А. А. Кононов, В. В. Ковалевский.
С началом Первой мировой войны все бронекатера, кроме «Пики» и «Копья», на железнодорожных платформах были переброшены в действующие флотилии Каспия и Балтики. Во время Гражданской войны они были захвачены интервентами и их дальнейшая судьба, в отличие от оставшихся на Амуре, историкам не известна. С части канонерок были сняты орудия крупного калибра и дизельные установки, которые перевезли на запад и установили на балтийские подводные лодки типа «Морж». Таким образом, на Амуре в строю остались только башенные канонерки (мониторы) «Смерч» и «Шквал», канонерки «Монгол» и «Орочанин» и упомянутые ранее бронекатера. Остальные суда находились на хранении в Осиповском затоне.
В декабре 1917 г. экипажи кораблей Амурской военной флотилии перешли на сторону Советской власти, и в навигации 1918 г. «Орочанин» и «Пика» вели успешные боевые действия против белогвардейцев в районе Благовещенска. Осенью с началом японской интервенции и активизацией внутренней контрреволюционной деятельности ситуация в Приамурье обострилась. 7 сентября 1918 г. японцы захватили главную базу флотилии в Хабаровске (в том числе семь мониторов и девять канонерских лодок). Позднее в руки интервентов попал «Шквал». В середине сентября 1918 г. «Орочанин», сопровождая отход каравана советских пароходов и барж вверх по Зее, ночью принял бой с японцами у Суражевского моста. При этом канонерка получила повреждения, а экипаж понес потери. С «Орочанина» сняли вооружение и вместе с перевозимым на нем золотом спрятали в тайге. По одной из версий, экипаж вывел боевой корабль из строя во избежание захвата, по другой – корабль в упор расстреляли из орудий канонерки «Смерч», якобы появившейся на Зее под японским флагом [Голубев, 2007]. Амурские моряки приняли активное участие в борьбе с интервентами и белогвардейскими формированиями. Мы располагаем лишь разрозненной информацией о применении военно-речных сил противоборствующих сторон в ходе Гражданской войны 1918–1921 гг. Имеются сведения о том, что при стратегическом наступлении японо-белогвардейских войск в августе 1919 г. против 3-го кавалерийского полка партизан на Шилке действовали канонерские лодки с орудиями и пулеметами [Очерки..., 2007, с. 18]. В воспоминаниях Е. М. Красноусова есть данные, связанные с так называемой «Шилкинской флотилией боевых судов», созданной командованием атамана Г.М. Семенова в Сретенске. В ее состав вошли два гражданских парохода: «Стефан Левицкий» (флагман) и «Александр Бубнов». На первом из них были установлены две устаревшие пушки образца 1877 г. и пулеметы, второй вооружили одним орудием образца 1900 г. и двумя пулеметами. Борта пароходов были заложены мешками с песком и прикрыты листами железа. Эти суда летом 1920 г. занимались конвоированием санитарного судна и транспорта с боеприпасами, продовольствием и обмундированием на линии Сретенск – Усть-Кара. Красноусов подробно описывает обстрел этого судна красными партизанами в районе Усть-Карской пристани. Автор пишет о том, что «Александр Бубнов» впоследствии был разоружен, а «Стефан Левицкий» еще какое-то время продолжал нести патрулирование на Шилке [Красноусов, 2002]. В том же году «Александр Бубнов» оказался в руках амурских партизан. На Чепуринском заводе Благовещенска его вновь вооружили орудием и пулеметами, переименовали в «Павла Журавлева». Вместе с вооруженными колесными пароходами «Карл Маркс» (бывший «Пионер»), «Труд» («Михаил Миррер», первоначально «Нижний Новгород») и «Марк Варягин» («Сретенск») он вошел в костяк возрождающейся Амурской флотилии и принимал участие в боевых действиях на Шилке. В октябре 1920 г. интервенты увели на Сахалин два парохода, в том числе «Сильный», и канонерки «Шквал», «Бурят», «Монгол», «Вотяк» (суда вернулись только в 1925–1926 гг.). После образования ДВР и изгнания интервентов часть оставшихся кораблей флотилии отремонтировали, вооружили и ввели в состав Вооруженных сил ДВР. Они принимали активное участие в боевых действиях на заключительном этапе Гражданской войны на Дальнем Востоке. Буксирный пароход сормовской постройки «Сильный» в 1926 г. из вспомогательного вооруженного судна был превращен в минный заградитель и стал полноценным боевым кораблем со штатным вооружением.
В советское время оставшиеся в строю канонерские лодки всех типов, а также бронекатера «Пика» и «Копье» составили костяк Дальневосточной военной флотилии. Корабли неоднократно подвергались модернизации и существенному перевооружению. В октябре 1929 г., во время известного конфликта на КВЖД, огнем советских мониторов и канонерок была разгромлена китайская Сунгарийская флотилия. Во время этих боевых действий амурские моряки не потеряли убитыми ни одного матроса! За вклад в победу 20 мая 1930 г. Дальневосточная военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени, а с 27 июня 1931 г. стала именоваться Краснознаменной Амурской флотилией. В первой половине 1940-х гг. она в состоянии полной боевой готовности несла службу по охране амурских рубежей в условиях непрекращающихся провокаций со стороны японцев. Корабли получили дополнительное зенитное вооружение, а на канонерках «Красная Звезда» («Вогул») и «Красное Знамя» («Сибиряк») поместили дизельные установки. В Маньчжурской стратегической наступательной операции августа 1945 г. флотилия подавляла огнем вражеские укрепрайоны и опорные пункты, прикрывала высадку десанта, способствовала оперативному продвижению советских войск вглубь территории Северного Китая. Ударные корабли флотилии с боями прошли по Сунгари от устья до Харбина. Командиру канонерской лодки «Пролетарий» (бывший «Вотяк») старшему лейтенанту Игорю Андреевичу Сорневу за успешное проведение операции по овладению укреплений г. Фуюань в устье р. Уссури было присвоено звание Героя Советского Союза. Этой же награды был удостоен его командир – капитан 3-го ранга В. Д. Корнер – за продвижение по Сунгари передовой дозорно-разведывательной группы во главе с монитором «Сунь Ятсен» [Олюнин, 2009, с. 74].
По окончании боевых действий 1945 г. в составе флотилии насчитывалось четыре боевых корабля, получивших звания гвардейских, – мониторы «Сунь Ятсен» («Шквал») и «Свердлов» («Вьюга»), канонерские лодки «Красная Звезда» («Вогул») и «Пролетарий» («Вотяк»). В послевоенное время корабли флотилии несли службу на Амуре по охране государственной границы, использовались в качестве учебных судов. С 1954 г. начался процесс ликвидации флотилии. Последние канонерки и мониторы исключили из состава флота и уничтожили в 1958-м.
Библиографический список
Голубев В. Тайна веков // Амурская правда. – 2007. – № 136; Кошелев Н. Бурхановцами командовал Богодайко // Амурская правда. – 2007. – № 55; Красноусов Е. В Шилкинской речной флотилии боевых судов // Флот в Белой борьбе. – М.: Центрополиграф, 2002. – С. 433–437; Кузнецов Е. А., Лившиц Л. З., Плясунов В. И. Балтийский судостроительный (1856–1917). – Л.: Судостроение, 1970. – 540 с.; Олюнин Л. Амур-батюшка для «Вотяка» // Иднакар. Методы историко-культурной реконструкции. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. – С. 65–75; Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область: в 2 т. / под ред. Н. В. Гордеева. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – Т. 2. – 240 с.; Похитонов П. П., Чапыгин В. П. Из истории военного кораблестроения в пос. Кокуй Сретенского района Читинской области (1906–80-е гг. ХХ в.) // Сретенский район: История и современность: сб. статей и материалов. – Чита: Экспресс-издательство, 2008. – Вып. 1. – С. 122–133; Смыковский А. В. Создание Амурской речной флотилии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: ООО «Издательство “Грамота”», 2012. – С. 163–167; Сунгоркин Н. Родина Амурской флотилии // Советское Забайкалье. – 1989. – 11 мая; Черников И. И. Энциклопедия мониторов (защитники речных границ России). – СПб.: Судостроение, 2007. – 696 с.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 188–197. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna