Категории:
Сретенская таможня

На р. Шилка, судоходном притоке Амура, в районе железнодорожной станции Сретенск – в то время конечного пункта Транссибирской магистрали, 22 декабря 1899 г. был организован временный таможенный пункт, или, как тогда называли, «надзор», для контроля товаров (преимущественно чая), поступавших водным путем из российских портов – Николаевска-на-Амуре и Владивостока. Режим порто-франко для Владивостока, других портов, расположенных до устья Амура, и безналоговый статус 50-верстной полосы вдоль границы с Китаем способствовали проникновению в Забайкалье, а через него далее в Россию наряду с легальными тех товаров, вывоз которых за пределы особой экономической зоны не дозволялся. Главной задачей таможенного надзора, а позже – таможни в Сретенске, стало выявление и конфискация или обложение пошлиной незаконно ввезенного чая (байхового, кирпичного, плиточного). При конфискации товара изымались и лошади, вместе со сбруей и подводами.

Сретенская таможня 1-го класса 2-го разряда учреждена 15 апреля 1900 г. Первым управляющим 5 июля 1900 г. назначен надворный советник Н. А. Рутовский [ГАЗК, ф. 42, оп. 1, д. 3, л. 2, 5]. Временные правиладля служащих таможни утверждены 20 января 1901 г. Таким образом, период преобразования таможенного надзора в таможню в Сретенске занял более года. Служащие руководствовались таможенным уставом, тарифом, а также правилами, установленными для таможенных учреждений Европейской России. В начале 1903 г. в с. Покровка как передовое учреждение при пропуске товаров, перевозимых с Амура и Аргуни в Сретенск, создана застава, которая подчинялась Сретенской таможне [Там же, д. 13, л. 3–4]. Управляющим заставы назначен губернский секретарь Я. Л. Конвенский [Там же, л. 7; оп. 2, д. 14, л. 99].

Сретенская таможня являлась внутренней, располагалась в 170 верстах от границы с Китаем, размещалась в арендованных у купца Исаева-Добисова здании и двух пакгаузах для хранения и досмотра товаров. Штат – 32 человека, включая 19 досмотрщиков. Сверх штата нанимались рабочие, которые перегружали товары с судов, пришвартованных к сретенской пристани, в вагоны, а также при досмотре раскрывали и упаковывали товары, им платили местные купцы.

Сретенская таможня вместе с подчиненными ей заставами в Акше и Покровке входила в Забайкальский район, в составе которого были также Иркутская, Кяхтинская таможни и другие таможенные учреждения; административно подчинялась Департаменту таможенных сборов Министерства финансов, ее ревизию осуществлял участковый ревизор, находившийся в Чите. В 1909–1912 гг. Сретенская таможня входила в состав образованного Приамурского таможенного округа (по аналогии с устройством таможенных учреждений в европейской части России). 1 января 1913 г. вошла во вновь созданный Читинский таможенный участок (действовал до 1925 г.), инспектор которого со своим управленческим штатом находился в Чите (в то время он осуществлял ревизорские функции в отношении таможен 1-го класса, а с 4 февраля 1919 г. – управленческие). После вхождения ДВР в состав РСФСР Сретенская таможня была передана Дальневосточному таможенному округу, учрежденному в декабре 1922 г.

Помимо борьбы с контрабандой в Сретенске осуществлялись очистка и выпуск в обращение или контроль транзита в другие таможни (например, Иркутскую) по железной дороге и водным транспортом товарных партий чая, прибывших из восточных портов на основании провозных свидетельств. С самого начала открытия таможни, несмотря на военные действия в Китае, провоз чая (особенно байховых сортов) увеличивался. Связано это с коммерческой выгодой – дешевой водной дорогой по Амуру и Шилке [Там же, оп. 1, д. 8, л. 32–33]. Преобладал черный чай, зеленого ввозилось в 8–10 раз меньше. Срок доставки в Сретенскую таможню был установлен в шесть месяцев, но в зависимости от условий перевозки судами по Амуру мог быть увеличен министром финансов, если поступало обоснованное ходатайство. Через Сретенскую таможню проходили и другие товары: американская мука-крупчатка, посуда и металл из Германии, краска, мануфактура и др.

Велась борьба с массовой контрабандой спирта и водки. В ночное время контрабанду перевозили на плотах и лодках по Аргуни в Шилку и Амур. В пос. Усть-Стрелка, в котором было всего 10 домов, был устроен оптовый склад вина и спирта. Чтобы усилить борьбу с контрабандистами, управляющий Сретенской таможней просил в Министерстве финансов дополнительные средства на увеличение штата досмотрщиков и создание таможенного поста. В 1903 г. были выделены деньги для приобретения лодки [Там же, д. 13, л. 41–41 об., 130, 133–133 об.]. В 1907 г. случаи задержания контрабандного спирта, вина, водочных изделий участились. Таможенники уничтожали контрабанду, передавали задержанных чинам акцизного надзора для привлечения к ответственности по закону [Там же, д. 28, л. 4–4 об.]. Была введена система конных контролеров на семи участках от ст. Мациевская до станицы Аргунской [Там же, д. 27, л. 7]. В 1908 г. ухудшились отношения с китайским населением, быстро заселявшим правый берег Амура и Аргуни, участились вылазки хунхузов, и положение казаков Покровской таможенной заставы осложнилось. Тогда в Покровке находились 10–20 запасных казаков со старыми берданками, части полевых войск отсутствовали. Чтобы избежать пограничных столкновений, управляющий таможенной заставой был вынужден просить управляющего Сретенской таможней о пополнении боеприпасов [Там же, д. 122, л. 7–7 об.].

Штат таможенных учреждений не был постоянным. В 1908 г. в Сретенской таможне служили вместе с досмотрщиками 19 человек; на Покровской заставе – 10 человек, Акшинской – 4, Дульдургинском посту – 2 человека [Там же, д. 29, л. 34]. Первого управляющего Сретенской таможней Н. А. Рутовского в 1908 г. сменил коллежский советник Таранущенко [Там же, д. 29, л. 37]. В 1908–1909 гг. эту должность исполнял член Сретенской таможни коллежский советник Львов. Статский советник Густав Эдуардович Печлевич назначен управляющим таможней 8 октября 1910 г. [Там же, оп. 2, д. 32, л. 22]. Досмотрщики в таможню набирались по найму с учетом их моральных и профессиональных качеств (честность, знания, навыки и опыт). Помимо оклада им платили квартирные деньги, выдавали обмундирование и оружие. За каждые пять лет службы назначали прибавку к жалованью, пока оно не удваивалось. Кроме прямых таможенных обязанностей нижние чины Сретенской таможни охраняли кассу, склады с товарами. В 1904–1905 гг. таможенные досмотрщики призывались на военную службу. Из-за их нехватки в самой Сретенской таможне и на заставах управляющий вынужден был поставить вопрос о полном закрытии Акшинской таможенной заставы [Там же, ф. 42, оп. 1, д. 25, л. 14, 21]. На время имущество и досмотрщиков заставы перевели в Сретенск, благодаря этому на важном направлении было сохранено таможенное учреждение в Акше, позже преобразованное в таможню.

В первой четверти XX в. железнодорожное сообщение уменьшило роль водного транспорта в продвижении грузов из районов Дальнего Востока в Сибирь и далее в Россию. Это сказывалось на фискальной эффективности работы Сретенской таможни. На съезде делегатов Сретенского района в июне 1918 г. исполнявший должность управляющего Сретенской таможней Михайловский огласил доходы таможни: в 1908 г. – 415 104 р.; в 1909 г. – 39 794; в 1910 г. – 607 700; в 1911 г. – 452 707; в 1912 г. – 49 224; в 1913 г. – 89 202; в 1914 г. – 767 067; в 1915 г. – 1 403 903; в 1916 г. – 2 545 886; в 1917 г. – 2 967 476; в 1-й половине 1918 г. – 3 835 029 [Там же, ф. Р-640, оп. 1, д. 17, л. 126 об.]. Ситуация изменилась в 1920-е гг.: по доходам, перечисленным в казну за первую половину 1923 г., среди таможен 1-го, 2-го разрядов Сретенская занимала последнее, седь¬мое место, собрав всего 23 тыс. р., почти в три раза меньше поступлений от Хабаровской, находившейся на шестом месте.

Введение пошлинной торговли на Дальнем Востоке (в 1901, 1909 гг. и особенно после 1 января 1913 г.) позволило Сретенской таможне увеличить фискальную составляющую своей деятельности. Но она никогда полностью не могла реализовать то, что было предписано таможне 1-го класса из-за особенностей расположения, быстрого развития железнодорожной сети, обеспечившей грузопассажирские перевозки от Владивостока в центр России, политической обстановки первых двух десятилетий XX в. Рентабельность таможни в 1920-х гг. была низкой, она утратила перспективы развития. В связи с переломными событиями 1917 г. среди служащих имели место революционные воззвания и призывы к созданию союза таможенных служащих. [Там же, д. 7, л. 5]. Таможенники Москвы, Архангельска, Благовещенска требовали созыва Всероссийского съезда таможенных служащих. В августе 1917 г. статский советник Печлевич сдал дела новому управляющему Сретенской таможней – статскому советнику Михайловскому [Там же, д. 8, л. 1]. После присоединения ДВР к РСФСР из четырех забайкальских таможен (1-го разряда: Читинская и Маньчжурская; 2-го: Кяхтинская и Сретенская) по показателям Сретенская занимала последнее место. В связи с этим сократились штаты (утверждены Дальревкомом 10 февраля 1923 г.) с 35 до 14 человек; в этом отношении Сретенская таможня уступала Кяхтинской.

Тем не менее Сретенская таможня оставалась одним из важнейших таможенных учреждений Забайкалья, особенно в первое десятилетие XX в., обеспечивая таможенный контроль всей массы импортных и российских товаров, прибывавших водным путем до железнодорожной станции. В этом отношении интересен документ, датируемый 1925 г. Временно исполняющий обязанности управляющего таможней И. К. Старостин в отчете отметил, что из-за плохого снабжения товарами первой необходимости на протяжении всей границы государственные и кооперативные организации ввозят контрабандные товары. В контрабанде участвуют приисковые рабочие, крестьяне-бедняки, неимущие граждане и китайцы. Товары завозятся на прииски и сбываются в обмен на золото. Борьбе с контрабандой препятствует то, что население из-за бедности заинтересовано покупать дешевые товары и потворствует контрабандистам. По его мнению, чтобы справиться с контрабандой, «необходимо немедленно и в достаточном размере снабжать население приграничных районов предметами первой необходимости и продуктами, снизить на них цену… уменьшить накладные расходы» [Там же, д. 98, л. 107–107 об.]. В то же время Сретенская таможня в начале XX в. была важнейшим фактором развития Сретенска как центра предпринимательства и торговли.

Сретенская таможня 2-го разряда приказом начальника Дальневосточного таможенного округа от 1 июня 1925 г. реорганизована в Сретенскую районную таможню 2-го разряда, ей стали подчиняться Нерчинско-Заводская таможня 3-го разряда, Могочинский и Богдатский таможенные надзоры [Там же, д. 113, л. 272]. Временно управляющим был назначен К. Д. Томашевский, инспектором – И. К. Старостин, старшим контролером – Д. Я. Морин. Приказом по Дальневосточному отделению Главного таможенного управления 1 сентября 1925 г. Сретенская районная таможня преобразована в районную таможню 1-го разряда, ей подчинялись Нерчинско-Заводская таможня 3-го разряда и Александровско-Заводский, Могочинский и Богдатский таможенные надзоры [Там же, л. 474]. С 1 апреля 1926 г. вошла в подчинение Читинской таможни и продолжала вести борьбу с контрабандой и осуществлять таможенное оформление партий чая, прибывавших по Амуру из Николаевска-на-Амуре. Однако уже тогда руководством Дальневосточного отделения Главного таможенного управления СССР (ДВОГТУ) высказывались сомнения в целесообразности ее сохранения. Сретенская таможня упразднена 13 февраля 1928 г. [Там же, оп. 2, д. 69, л. 18].

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 168–171. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края