Категории:
Хранитель времени и судеб

До открытия публичного музея в Нерчинске существовал частный музей М.Д. Бутина, представленный несколькими сотнями предметов, привезенными из Европы и Америки. Усилиями и трудами Алексея Кирилловича Кузнецова, «человека необычайной энергии, обладавшего талантом расшевеливать окружающую среду и заставлять ее помогать в культурной работе, в которую он ушел всей душой, всеми помыслами», в Нерчинске было положено начало созданию нового очага культуры [Петряев, 1959, с. 74–75].

16(28) ноября 1886 г. Кузнецов писал: «В октябре нынешнего года окончена перестройка каменного здания Нерчинской городской Думы, в нижнем этаже которого отведено просторное и светлое помещение для... библиотеки. Благодаря этому представляется возможным осуществить мысль об устройстве местного музея с бесплатным входом» [НКМ, д. 62–2909]. Кроме этого, отмечалось, что необходимо пополнять коллекции музея экспонатами, имеющими музейную ценность. Экспозиции музея собирались по крупицам. Образовался «археологический отдел, где были предметы, собранные Кузнецовым при раскопках около Нерчинска и в районе Кондуевского городка. Алексей Кириллович начал изучение местных неолитических памятников, составил... географический атлас археологического отдела Нерчинского музея, большие серии фотографий “Типы Нерчинской каторги? и “Виды Забайкалья?» [Петряев, 1959, с. 71].

Музеем велся сбор различных коллекций. В состав его экспозиций вошла и часть больших минералогических коллекций М.А. Зензинова, найденная в заброшенном амбаре во дворе полицейского управления в 1886 г. [Петряев, 1968, с. 172].

«Около музея стали группироваться местные краеведы и добровольные сотрудники, жертвовавшие на развитие его даже личные средства. Музеем велась большая работа по сбору ботанических и зоологических коллекций» [Петряев, 1954, с. 210]. Начало гербарию (около 300 видов) положил Фердинанд Каэтанович Каро. Его дело продолжил Георгий Андреевич Стуков – крупный знаток флоры Забайкалья, автор многочисленных статей и заметок краеведческого характера [Петряев, 1959, с. 76]. Большую помощь в создании музея оказывал исследователь-краевед Иван Васильевич Багашев. Являлся членом комитета заведующего музеем и, судя по письмам А. К. Кузнецова, «помогал размещать экспонаты и оформлять музей, особенно в первые годы его существования» [Петряев, 1957, с. 78]. Благодаря энергии и настойчивости устроителей музей быстро завоевал популярность. К концу XIX в. в нем хранилось 10 847 предметов, а в библиотеке 7144 тома [Петряев, 1959, с. 76].

В письме Н. М. Мартьянову 28 февраля 1893 г. Кузнецов пишет: «...Мне кажется, что местные музеи в недалеком будущем, будут главными проводниками в народную массу как теоретических, так и практических знаний» [Жуков, 1929, с. 30]. Но, несмотря на быстрый рост музея, Нерчинская городская Дума не интересовалась возникшим в городе культурным учреждением. В 1894 г. музей был переведен в тесное помещение на втором этаже Гостиного двора. Это стало причиной переезда Кузнецова в Читу. С его отъездом Нерчинский музей постепенно пришел в запустение. Немало взлетов и падений ожидало Нерчинский музей впереди.

В период Гражданской войны коллекции музея сильно пострадали. В 1920-е гг. директором Нерчинского музея был Лаврентий Александрович Пуляевский, который добился перевода музея в Бутинский дворец. «Большая заслуга Пуляевского состоит в том, что он сохранил основной фонд музея в трудный для него период, значительно обогатил музей новыми экспонатами, сумел создать актив краеведов, а в 1928 г. организовал историко-этнографическую экспедицию по Олинскому району» [Гладышев, 1986, с. 2].

Нерчинский краевед Григорий Степанович Новиков-Даурский в заметке «Судьба Нерчинского краеведческого музея» пишет: «В 1934 г. дворец понравился заведующему Клубом воинской части, и председатель городского райисполкома товарищ Афонасьев распорядился немедленно вынести все имущество музея из этого здания, и имущество вынесли… во двор, где свалили в кучи под открытым небом, затем через некоторое время перенесли в бывшие конюшни Бутина, а оттуда – в неотапливаемое, полуразрушенное и никем не охраняемое помещение бывшей биржи, где музей помещался прежде. Много экспонатов было украдено и испорчено, все вещи сваливались как и куда попало, картины ломались, расхищались. Музейная мебель, ковры, зеркала и тому подобное было роздано разным лицам во временное пользование. Лица эти разъехались и вещи пропали» [НКМ, д. 62–4950, с. 1]. Наиболее ценные экспонаты были расхищены: исчезли картины местного художника Прокопия Николаевича Рязанцева, коллекции по этнографии бурят и эвенков, гербарии Стукова, археологические предметы, собранные Кузнецовым. Нерчинский краеведческий музей снова оказался на грани гибели. В 1937 г. Г. С. Новиков-Даурский подал письменный протест против негативного отношения к музею со стороны власти. Следствием этого стало принятие решений о восстановлении деятельности музея. В выписке из протокола заседания Оргкомитета ВЦИК по Читинской области от 17 января 1938 г. читаем: «Постановили: 1. В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV – 1929 г. и инструкции от 16/I — 1931 г. церковь – собор, находящуюся в городе Нерчинске, закрыть. 2. Ходатайство Нерчинского РИКа и городского Совета удовлетворить, передать здание Нерчинской церкви для размещения библиотеки и музея» [Там же, д. 62–1585].

Итак, здание бывшего Воскресенского собора выделили музею, но восстановление экспозиции началось только в 1940-х гг. В это время в музее работали Денис Ефимович и Мария Степановна Подойницыны. Г. С. Новиков-Даурский писал: «Подойницыны приняли музей в состоянии полного развала. Кое-как Подойницын Д. Е. ...все же сумел привести хозяйство и научные фонды в некоторый порядок и поправил, как нашел возможным, экспозицию. Надо отдать справедливость Подой-ницыным – они полюбили музей и стараются вывести его на надлежащую дорогу полезной культурной и политико-просветительной деятельности. Жаль только, что от местных властей он не встречает надлежащей помощи в своих мероприятиях, а иногда его даже не понимают. Так, когда Подойницын вошел в горисполком с докладом об отпуске средств на организацию в музее отдела природы, то его подняли на смех: “Что же ты потащишь в музей всю природу??» [Там же, д. 62–4950, с. 2]. К слову, отдел природы в музее был создан лишь в 1950-е гг., когда директором музея стал Павел Виссарионович Хрустов.

В 1967 г. Нерчинский краеведческий музей получил статус межрайонного: в зону его обслуживания вошли Нерчинский, Чернышевский, Шилкинский и Балейский районы. С 1968 г. директором музея работала Мария Савельевна Горюнова. В этот период на втором этаже здания открыта экспозиция по истории комсомола, которую в середине 1970-х гг. вынуждены были разобрать, так как помещение находилось в аварийном состоянии и не могло принимать экскурсионные группы. В мае 1975 г. организована новая экспозиция, посвященная 30-летию Победы. «Цель экспозиции – показать руководящую роль партии и правительства по мобилизации всех сил на разгром врага; на материалах экспозиции отразить тесную связь тыла и фронта, рассказать о доблестном труде трудящихся Нерчинского, Чернышевского, Балейского и Шилкинского районов в годы войны», – сообщалось в музейном отчете.

В 1976 г. (директор Валентина Петровна Диденко) в музее проведена реэкспозиция отдела истории советского общества. Прежняя экспозиция была построена на основе отражения успехов в развитии народного хозяйства в период пятилеток и имела разделы с такими, например, названиями: «Наш край в годы восьмой пятилетки», «Шаги девятой пятилетки». В новой экспозиции были отражены события в районах, входивших в зону обслуживания музея. В 1978 г. по итогам смотра отделов истории советского общества музей награжден грамотой Министерства культуры РСФСР.

В 1982 г. Нерчинский краеведческий музей возглавил Леонид Борисович Бянкин. В эти годы музей готовился к своему столетию. В 1985 г. проведена полная реэкспозиция отдела природы с учетом новейших музейных требований: диорамный показ позволил сделать восприятие материала более эмоциональным и доступным. Накануне юбилея была завершена реэкспозиция отдела досоветской истории. Кроме этого, в музее часто проводились временные выставки, составленные как из коллекций Нерчинского музея («Русский самовар», «Изделия из бересты», «Новые поступления»), так и из фондов музеев страны («Уральские самоцветы», «Золотая хохлома», «Живопись Гохуа», «Русская народная игрушка»). Интерес к музею был высок. По отчетам того времени, в 1984 г. музей посетило 16 тыс. человек, а в следующем году – более 19 тыс. Проводилась разнообразная просветительская работа с широкими слоями населения, за что Нерчинский краеведческий музей неоднократно заносили на районную Доску почета, награждали грамотами за активное участие в охране памятников истории и культуры.

В 1994 г. музейные площади уменьшились из-за передачи части здания православной общине. В связи с этим экспозиция отдела советской истории сократилась. В 1995 г. под руководством Л. Б. Бянкина создана экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Леонид Борисович активно собирал экспонаты, создавал новые экспозиции, издавал краеведческие сборники, был организатором изучения и охраны богатого исторического наследия Нерчинска и Читинской области. При его участии создан Центр по сохранению культурно-исторического наследия, организована работа по реставрации уникального памятника – Бутинского дворца.

Конец 1990-х гг. вновь стал одним из сложнейших периодов в истории музея. Директорам Сергею Юрьевичу Литвинцеву, а позже Альбине Григорьевне Громовой, Александру Юрьевичу Литвинцеву приходилось решать нескончаемые проблемы: отсутствие финансирования, охраны, телефонной связи, аварии в изношенной системе отопления. Нужны были кардинальные решения для изменения сложившейся ситуации, грозившей привести к закрытию старейшего в регионе музея. И все же в третье тысячелетие Нерчинский музей смог вступить уверенным шагом.

Отправной точкой к переменам стала значительная юбилейная дата – 350-летие основания Нерчинска. По инициативе сотрудников музея был создан районный оргкомитет по подготовке к торжествам, а вскоре эта идея получила поддержку руководства Читинской области. Итогом напряженной работы стала реставрация основного здания Дворца Бутина, и 6 сентября 2003 г. музей начал отсчет обновленного этапа своего существования. Уже через год сотрудники музея вынесли последний экспонат из стен Воскресенского собора, полностью предоставив его верующим, а в новом здании уже монтировались первые экспозиции.

Еще с конца 1990-х гг. одной из основных форм пополнения коллекций стала организация ежегодных экспедиций: археологических, геолого-биологических, архитектурно-исторических, историко-бытовых. Работы организуются в сотрудничестве с учеными из Читы, Иркутска, Владивостока, США. Благодаря этому в 2000–2012 гг. в фонды музея поступило более 13 тыс. новых экспонатов. Возродилась издательская деятельность. При непосредственном участии сотрудников музея изданы книги о купце и золотопромышленнике М. Д. Бутине, краеведах М. А. Зензинове и Ф.Д. Соседко; переиздана книга Е.Д. Петряева «Нерчинск. Очерки культуры прошлого», в первоначальном варианте рукопись Н.Д. Музгина «Родная земля – Забайкалье», различные буклеты и брошюры по истории города и музея. С 2004 г. при музее действует Клуб краеведов, а с 2007 г. возобновлена работа Нерчинского отдела Забайкальского отделения Русского географического общества. Практически ежегодно организовываются научно-практические конференции, в том числе межрегионального уровня. Активизировалась работа по привлечению внебюджетных средств путем реализации грантовых проектов. Музей дважды стал обладателем Президентского гранта в области культуры и искусства, осуществив на эти средства проекты «Наследие мецената» и «Даурский Версаль», два раза был соисполнителем проектов «Призраки старого города» и «Казачья станица». Также дважды был выигран конкурс «Научный музей в XXI в.», организованный фондом Дмитрия Зимина «Династия». В 2006 и 2012 гг. проекты музея выходили в финал конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». Расширился спектр культурно-образовательных услуг, появилась новая традиция – организация музейных праздников и мастер-классов. Уже стали традиционными «Ночь в музее» (в мае), «Новый год и Рождество в купеческом доме» (в декабре), «Масленица» и многие другие.

«Хранитель времени и судеб» стал «визитной карточкой» Нерчинска и, бережно храня его прошлое, сегодня он с уверенностью смотрит в будущее.

Библиографический список

Гладышев В. И. Здесь остановлен бег времени // Нерчинская звезда. – 1986. – 15 дек.; Жуков Н. Н. Жизнь и деятельность А. К. Кузнецова: Памяти Алексея Кирилловича Кузнецова. – Чита, 1929. – C. 5–56; НКМ, ф. Н. Д. Музгина: Музгин Н. Д. Пояснение о розыске могилы декабриста Александра Николаевича Луцкого (1804–1882) на городском кладбище в г. Нерчинске и возведении на ней памятника, д. 62–1585, 62–2909, 62–4950; Петряев Е. Д. Впереди – огни: Очерк культурного прошлого Забайкалья. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. – 340 с.; Он же. Исследователи и литераторы старого Забайкалья: Очерки из истории культуры края. – Чита: Чит. кн. изд-во, 1954. – 260 с.; Он же. Люди и судьбы: Очерки из истории культуры Забайкалья. – Чита: Чит. кн. изд-во, 1957. – 136 с.; Он же. Нерчинск: Очерки культуры прошлого. – Чита: Чит. кн. изд-во, 1959. – 124 с.

Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 315–323. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края