Нерчинская школа № 9 ведет свою родословную от Нерчинского уездного училища, и осенью 2011 г. ей исполнилось 200 лет.
Петряев писал о купце Бутине: «Окончив в 1848 г. всего только Нерчинское уездное училище, Бутин занимался самообразованием...» [Петряев, 1959, с. 57]. Сегодня любой выпускник «девятки» может сказать: «Я учился в той же школе, что и купец Бутин!»
Другому именитому выпускнику этого учреждения (переименовано в Нерчинское городское училище) начала 1900-х гг., копия аттестата которого до сих пор хранится в школьном архиве, суждено было сыграть заметную роль в бурных событиях революции и Гражданской войны в Забайкалье. Это Дмитрий Самойлович Шилов, его именем названа одна из центральных улиц Нерчинска.
В революционный 1917 г. школа имела название «Высшее начальное училище». После революции названия менялись: Нерчинская единая трудовая школа 1-й ступени, Нерчинская единая трудовая школа 2-й ступени (школа 2-й ступени своим статусом соответствует современной средней школе). В то время в Нерчинском уезде она была единственным учебным заведением подобного рода.
В начале 1930-х гг. школа временно преобразована в семилетку, затем – в девятилетку и, наконец, в 1934 г. получила статус полной средней школы. Номер «9» был присвоен ей уже после Великой Отечественной войны. Долгие годы «девятка» была единственной средней школой города.
Сведения о школьных руководителях известны пока только с начала 1930-х гг. За это предвоенное десятилетие их сменилось не менее десяти. Накануне войны школой руководил Николай Прокопьевич Тихоньких.
Основатель большой Нерчинской учительской династии Бутиных – Карповых Константин Яковлевич Бутин с 1914 г. преподавал математику в школах Нерчинска. Осенью 1937 г., находясь в должности завуча школы, Константин Яковлевич отметил 40-летний юбилей своей педагогической деятельности. Через три недели после этого он был арестован. Как выяснил в архивах ФСБ уже в 2007 г. его внук К. С. Карпов, К. Я. Бутина обвинили в том, что он являлся племянником бывшего нерчинского миллионера-золотопромышленника Бутина, а также занимался шпионажем в пользу японской разведки. Из сталинских лагерей Константин Яковлевич не вернулся. Реабилитирован посмертно в 1957 г.
В том же 1937 г. окончил школу Геннадий Белокопытов, имя которого сегодня носит школа. В 1943 г. Геннадий Иванович вместе с товарищами повторил подвиг экипажа «Варяга»: их подводная лодка приняла неравный бой с эскадрой фашистских кораблей в водах Балтики, а затем советские моряки затопили ее, чтобы не попасть в плен врагу. Всего 278 выпускников школы ушли на фронт. Каждый второй из них не вернулся.
Школой руководили Анна Васильевна Сабянина, Надежда Михайловна Мамалуй, Марионилла Константиновна Карпова. Им надо было продолжать учить и воспитывать детей, утешать их в горе – на фронте погибали их отцы, надо было подкармливать ослабевших от недоедания детей, обеспечивать школу дровами, продовольствием. Ассигнования на образование резко сократились. Наглядных пособий, тетрадей, чернил и ручек не было. Писали на старых газетах между строчек. Вместо чернил использовали разведенные водой марганцовку или сажу.
В соответствии с приказом наркома просвещения учащиеся 7–10 классов привлекались к работам в колхозах и совхозах – на посадку, прополку и сбор зерновых и огородных культур, картофеля; закладку силоса. 15 июля 1941 г. в колхоз «Коминтерн» на прополку овощей прибыла бригада учащихся школы – девочки ежедневно выполняли норму выработки на 110–120 %. В августе 1941 г. учащиеся будущей «девятки» во главе с преподавателем Александром Павловичем Бумажкиным в Знаменском колхозе за два дня выкопали силосную траншею и заложили 40 т силоса. Особенно хорошо работали Тамара Белокопытова, Вера Паршуткина, Нина Горовенко, Шура Гринева, Федя Андреяненко, Витя Кибасов, Володя Наварнов.
Дети работали на уборке урожая, сена, боронили землю, вывозили с токов пшеницу, удобрения на поля, работали на снегозадержании, участвовали в ремонте сельскохозяйственной техники. За годы войны детьми были заготовлены десятки тонн лекарственных трав, плодов и ягод, предназначенных для лечения раненых и больных воинов Красной Армии. Очень важным участком деятельности был сбор металлолома, ведь металл в годы войны имел большое стратегическое значение. Для детей освобожденных районов учащиеся собирали продукты питания, одежду, книги, учебники, вместе с учителями в фонд помощи собирали денежные средства.
В новом здании школы, построенном в 1936 г., во время войны рядом с учебными кабинетами находились палаты эвакогоспиталя. За могилами воинов, умерших от ран и похороненных на Нерчинском кладбище, и сейчас ухаживают учащиеся школы.
После Великой Отечественной войны школой руководили пришедший с фронта Елладий Константинович Бутин, Валентин Валентинович Кириллов, Николай Григорьевич Деревцов, Владимир Сергеевич Карпов, Борис Петрович Филинов.
В 1950–1960-е гг. в сельских школах не хватало учителей, и выпускники активно включались в решение этой проблемы. Окончив ускоренные учительские курсы, так называемые педклассы, в армию педагогов вливаются Зоя Николаевна Хрустова, Лидия Николаевна Першикова, Тамара Дионисовна Тимофеева, Надежда Павловна Щеголева, Валентина Сергеевна Кибасова.
Следуя призыву партии и правительства, в 1958 г. выпускники Знаменской школы обратились к молодежи: «После школы – на ферму!» И выпускники «девятки» откликнулись. Выпуск 10 «б» класса 1959 г. отправился на молочно-товарную ферму в пос. Сенная. Среди них были проживающие сейчас в Нерчинске Александр Егорович и Екатерина Трофимовна Батуровы, Нэлли Григорьевна Васильева, Галина Петровна Поздеева, а также окончившие школу годом раньше Надежда Михайловна Рязанцева, Людмила Васильевна Гайдук.
Выпускники 10 «а» и 10 «в» работали на ферме в с. Олинск. Среди них Нина Михайловна Саврасова, Альбина Григорьевна Громова, Маргарита Прокопьевна Голобокова. Только потом, отработав по два года на фермах, эти молодые энтузиасты уходили в армию или поступали в институты.
Выпускник школы Валерий Петрович Зиновьев два года был пастухом в колхозе «Заря коммунизма». Затем окончил Иркутский университет, учительствовал, защитил кандидатскую диссертацию. Он занимался сбором фольклора родного Забайкалья – записал около 2 тысяч быличек, около 200 сказок, более 1600 песен, многочисленные устные рассказы, предания и легенды.
В первой половине 1960-х гг. учащиеся школы строили спортивный зал. Это была поистине народная стройка. Основная нагрузка легла, конечно, на старшеклассников. Осенью 1965 г. спортзал был готов. В 1966 г. выпускниками стали одновременно и одиннадцатиклассники, и десятиклассники: шесть классов – двести человек!
Силами учащихся и педагогов возведены два памятника: в ноябре 1957 г. памятник красноармейцам, погибшим в годы Гражданской войны, в 1965 г. – Герою Советского Союза Семену Васильевичу Достовалову.
В ноябре 1968 г. в Нерчинск на службу прибыл офицер Советской армии Михаил Григорьевич Шипулин. Приехал он с семьей – женой и двумя дочерьми. Его очень удивило отсутствие элементарных бытовых условий в старинном забайкальском городке. Желая хоть как-то исправить ситуацию, он написал письмо в ЦК КПСС о состоянии дел в Нерчинске. Вскоре в город зачастили проверяющие комиссии. В ноябре 1970 г. Михаил Григорьевич покинул Нерчинск и уже больше никогда сюда не возвращался. Однако ему на новое место службы пришло письмо из Москвы, в котором сообщалось, что меры приняты – в Нерчинске построены новый родильный дом, пристройка к поликлинике, хлебозавод, сельскохозяйственный техникум и школа. Так, благодаря стараниям постороннего, но неравнодушного человека в 1974 г. «девятка» переехала в новое здание.
В 1970–1980-е гг. школой руководил Николай Григорьевич Деревцов. Он большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию. Учителя и учащиеся школы возвели еще два памятника: в 1975 г. – на городском кладбище – воинам, умершим во время Великой Отечественной в Нерчинском эвакогоспитале, в 1980 г. – в школьном дворе – учителям и учащимся школы, воевавшим на фронтах войны, и воинам 294-го минометного полка, сформированного в Нерчинске в 1941–1942 гг. музей Боевой Славы, созданный и активно работавший в эти годы, считался одним из лучших школьных музеев Читинской области.
Выпускники школы участвовали в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан. Среди них – прапорщики Анатолий Вениаминович Питомец, Валентин Семенович Валигура, Михаил Кириллович Верхотуров, сержант Олег Голобоков, рядовые Олег Бронников и Евгений Ермишкин.
В конце 1980-х гг. в школе в условиях изменения экономической и политической ситуации прекращается деятельность пионерской и комсомольской организаций, свертываются фонды и экспозиции школьного музея, затихает деятельность ученического самоуправления. Школой руководят: во второй половине 1980-х гг. Галина Васильевна Боглаева, в 1990-е гг. Виктор Иванович Шестаков.
Начало 1990-х вошло в историю «девятки» как время активной школьной жизни во внеурочное время. В школе состоялась конференция, делегатами которой стали демократически избранные представители учащихся, родителей и педагогов. Была принята Декларация прав и обязанностей учащихся и учителей, по которой всем вменялось сверять свои действия. Избран Совет коллективных творческих дел, председателем которого стал организатор внеклассной и внешкольной работы, а директор и завуч были рядовыми членами. Представительство в Совете равное – 50 на 50. Замечательно, что Совет плодотворно работал несколько лет, а школа просто сотрясалась от огромного количества масштабных внеурочных мероприятий. Были праздники самоуправления, Дни отличников и хорошистов, Дни джентльменов, праздники спорта, науки, искусства, аукционы добрых дел на радость и пользу окружающим людям. Все это готовилось и с энтузиазмом проводилось педагогами и учащимися – настоящим содружеством единомышленников. Герои тех событий – Тамара Павловна Швалева, Галина Ахметовна Селина, Надежда Ивановна Чаплыгина, Ирина Свербило, Ирина Тонышева, Татьяна Рыбалко, Алексей Березин, Олег Денисенко, Роман Пузыревский и многие другие.
Благодаря помощи спонсоров школьные спортсмены – борцы и баскетболисты – ездили на многочисленные соревнования и побеждали.
Школьники-краеведы в эти годы объездили фактически всю страну. Побывали в Москве, Красноярске, Иркутске, Новосибирске, Улан-Удэ, Чите, Владивостоке, успешно участвовали в районных, областных, всероссийских, краеведческих и археологических конференциях, ежегодных археологических раскопках на территории Нерчинского района и за его пределами. Это был «золотой век» школьного историко-краеведческого клуба «Искатель».
Более сотни выпускников школы выбрали профессию учителя. Сегодня каждый второй учитель школы – ее выпускник.
Ныне директором муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9 города Нерчинска» является Татьяна Ивановна Кудрявцева.
Библиографический список
Петряев Е. Д. Нерчинск: Очерки культуры прошлого. – Чита: Чит. кн. изд-во, 1959. – 124 с.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 252–261. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna