Николай Иванович Верхотуров – первый забайкальский дипломированный профессиональный художник, творчеством которого интересовались не только в России, но и за рубежом. Родился 5 декабря 1863 г. в селе Монастырском Успенской волости Читинского округа Забайкальской области (ныне село Калинино Нерчинского района) в крестьянской семье. Во время непродолжительного обучения в Нерчинском духовном училище Николай Иванович познакомился со своим земляком, художником и педагогом П.Н. Рязанцевым, ставшим для него первым учителем в искусстве и повлиявшим на выбор жизненного пути.
В 1885–1889 гг. он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где педагоги – известные московские живописцы В. Е. Маковский и В.Д. Поленов – оказали огромное влияние на формирование будущего художника, перенявшего традиции и темы передвижников. В студенческие годы Верхотуров активно участвует в художественных выставках, получает серебряные медали за учебные работы.
Окончив училище в 1889 г., Николай Иванович вместе с молодой женой Клавдией Михайловной Михеевой, дочерью иркутского купца первой гильдии Михаила Васильевича Михеева, известного своей благотворительностью, и сестрой сибирского писателя Василия Михайловича Михеева, уезжает в Иркутск, активно участвует в художественной жизни сибирской столицы, даже предпринимает попытку совместно с М.А. Рутченко-Короткоручко в 1900–1901 гг. открыть рисовальную школу. В иркутский период жизни Верхотуров окончательно сформировался как художник. Много путешествуя по родному краю, Верхотуров стремился перевести свои впечатления на язык красок. Создавая пейзажи, он неуклонно шел за своими московскими учителями, стремясь как можно правдивее передать первозданную красоту нетронутых человеком уголков природы Сибири.
В это же время у него появляется интерес к портретному жанру. Воплощая на полотнах образы современников, близких и знакомых ему людей, художник стремится к передаче психологической характеристики персонажей, социальной значимости своих героев. В таком подходе к модели проявились лучшие качества наследника педагогов-передвижников. Именно в иркутский период из-под его кисти вышли портреты графини Е. П. Архангельской (1895), редактора иркутской губернской газеты «Восточное обозрение» И. И. Попова (1901), хранящиеся сейчас в коллекции Иркутского областного художественного музея.
Ощущая недостаточность профессиональных знаний и навыков, летом 1901 г. он уезжает в Петербург, чтобы воплотить свою, вероятно, еще детскую мечту – учиться в Императорской Академии художеств. Он поступает в мастерскую И. Е. Репина и в течение нескольких лет учится с такими будущими мастерами отечественного изобразительного искусства, как Ф. А. Малявин, Б. М. Кустодиев, И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Д. Н. Кардовский и др. Во время летних месяцев с разрешения академического начальства он путешествует по России «для художественных работ с натуры и снимания видов местностей».
Верхотуров начинает интересоваться социал-демократическими идеями, широко распространенными в среде петербургского студенчества, принимает активное участие в событиях первой русской революции. Как вспоминал художник А. А. Рылов, живший с Верхотуровым некоторое время в одном доме, в декабре 1905 г. Николай Иванович был посажен в дом предварительного заключения, и вновь созданный Союз художников обсуждал вопрос об его аресте. Революция 1905–1907 гг. явилась началом нового этапа в творчестве художника. В этот период он продолжает активно экспонировать свои произведения на Весенних выставках Императорской Академии художеств и на выставках Нового общества художников, открывает для себя историко-революционную тематику. Уже в 1906 г. появились такие полотна, как «Пропагандистка в рабочем кружке», «Прикованный к тачке», «Накануне казни», а в 1907 г. написано самое значительное его произведение, посвященное революции, – «1905 год» («Рассказ очевидца»).
Картина «1905 год» свидетельствует о стремлении художника отразить величайшее событие истории страны. В отличие от других художников, Верхотуров изображает не сами кровавые события, происходящие на улицах Петербурга, а реакцию на них передовой интеллигенции того времени. Продолжая темы произведений своих учителей И. Е. Репина и В.Е. Маковского, посвященных сходкам и вечеринкам, живописец вводит зрителя в обстановку товарищеского чаепития, где раненый студент рассказывает о пережитом. Вокруг стола сидят его товарищи, позы которых прямо или косвенно выражают реакцию на услышанное. Растерянность и испуг на лицах младших сменяется задумчивостью на лицах более старших по возрасту. В самом произведении нет прямого призыва к свержению самодержавия или вообще каким-либо активным действиям, но своей жизненной правдой и убедительностью оно было опасно. Поэтому художнику было запрещено возить его по стране и показывать на выставках.
В полотне «Пропагандистка в рабочем кружке» мы видим сходную ситуацию. Собравшись в целях конспирации за чайным столом, рабочие очень внимательно слушают девушку-пропагандистку. Их напряженно-внимательные лица передают заинтересованность. Присутствие женщин с детьми лишь подчеркивает всеобщность идей для народных масс. Главная героиня написана художником со спины. Мы не видим выражения ее лица. Но излом фигуры, жест поднятой руки и ситуация, когда она стоит, а слушатели сидят, говорят о ее активности, уверенности в своей правоте, желании донести до всех правду и силе убеждения.
В конце 1907 г. Верхотурову было присуждено звание художника за картину «Спор о крестном знамении», содержание которой было направлено против идеологических основ существующего строя, против православной церкви, сыгравшей значительную роль в подавлении первой русской революции. В годы реакции и кровавого террора живописец не изменил своим революционным убеждениям. Именно в это время он написал свое самое известное произведение «Расчет» («Перед стачкой»). На первом плане – хозяин фабрики и производящий расчет конторщик. За барьером – рабочие. Один из них протягивает свои натруженные руки к фабриканту, требуя справедливой оплаты за свой труд. Преобладание коричнево-красных тонов создает ощущение тревожности, беспокойства, готовности рабочих сию минуту выплеснуть на хозяина десятилетиями копившееся негодование. Правящие круги сразу же оценили всю опасность этой картины и запретили выставлять ее. Однако она была показана в Лондоне в 1910 г. на выставке русских художников, организованной Общиной художников, которую создали бывшие ученики И. Е. Репина при его непосредственном участии. Николай Иванович был одним из активных организаторов Общины.
После встреч за границей с видными русскими народниками и представителями международного рабочего движения взгляды Н. И. Верхотурова на революционное и рабочее движение сформировались окончательно. К тому же за границей он с натуры написал 19 портретов, составивших серию «Старые революционеры» (карандаш, акварель, масло): в Париже – портреты В. Л. Бурцева, Ф. В. Волховского, С. А. Иванова, Г. Л. Лопатина, М. А. Натансона, Г. В. Плеханова, А.В. Прибылева, И. А. Рубанович, М. Школьник; в Брайтоне – П.А. Кропоткина и С.Г. Кропоткина; в Швейцарии – Е. Е. Лазарева, В. Н. Фигнер, А. Х. Христофорова; в Брюсселе – Э. Анселя. Личные взаимоотношения с революционным авангардом помогли отшлифовать общественно-политические взгляды самого художника. Кроме достоверности, правдивости, схожести с оригиналами, эти работы несли печать психологической характеристики образов. Но, к сожалению, большинство картин утеряно. Вся портретная серия вместе с другими работами экспонировалась в 1917 г. в Петрограде на Выставке «Первые борцы за свободу». Сбор от нее пошел на нужды политзаключенных, возвращавшихся из тюрем и ссылки.
В 1912 г., вернувшись из Лондона, Николай Иванович снял квартиру из шести комнат. В одной он жил, а в других организовал выставку своих работ. Здесь периодически устраивали собрания большевики, так как тематика живописных произведений вызывала доверие к художнику. Кроме того, еще в 1905 г. квартира служила явочной для пропагандистов Василеостровского района.
В 1910–1911 гг. художник выполняет заказ на роспись зрительного зала и фойе вновь строящегося театра имени Ф. Г. Волкова в Ярославле. Эта работа состояла из нескольких композиций греческой тематики и включала около ста фигур в натуральную величину. Верхотуровские «фрески» вызвали восхищение у современников при открытии театра. В 1911 г. Николаю Ивановичу было оказано большое доверие – он был избран кандидатом в члены устроительного комитета I Всероссийского съезда художников. Кроме проведения большой организационной работы, он также выступил на съезде с двумя докладами. Выступление на тему «Искусство и творчество в жизни первобытного человека и нашего времени» содержало мысли художника о системе художественного образования в России и основывалось как на исторических данных, так и на личных наблюдениях. Он затронул актуальные вопросы художественной жизни того времени, высказав предложения по улучшению качества экспонируемых на художественных показах работ. Характеризуя изобразительное искусство настоящего времени, он отмечал: «Мы переживаем период переоценки ценностей... И наша задача – всегда отражать свое время» [Труды..., 1914, с. VII].
В конце 1917 – начале 1918 гг. Верхотуров оказывается в родном Забайкалье, где продолжает практику художника-портретиста. Для этого открывает собственное художественное ателье по приему заказов. Местная пресса неоднократно оповещала своих читателей о его творческих замыслах: «Известный местный художник Н. И. Верхотуров получил несколько заказов написать портреты некоторых именитых граждан г. Читы». Например, им были написаны парные портреты супругов Шумовых, известных забайкальских золотопромышленников. Положительную оценку в печати этим портретам дал А.К. Кузнецов: «Портреты написаны широкой, свободной кистью, тщательно разрабо-таны в деталях, сотнями смелых мазков достигается разительное сходство с оригиналами. Его произведения должны быть крайне поучительны для молодежи». Живописец создает портрет самого А. К. Кузнецова, считая его завершающим аккордом революционного цикла (этот портрет находится в фондах Забайкальского краевого краеведческого музея). Верхотуров активно сотрудничал с педагогическим коллективом Читинской художественно-промышленной школы, предлагал в качестве ее филиала в селе Жимбира открыть художественно-ремесленную мастерскую. Совместно с директором школы художником Н.А. Вьюновым предпринимает попытку весной 1920 г. организовать в Чите Общество изящных искусств. Художник неоднократно выступает на страницах местных периодических изданий, в частности в литературно-художественном журнале «Театр и искусство», со статьями о проблемах изобразительного искусства.
В 1918 г. ему было предложено разработать эскиз кредитных сибирских билетов достоинством в 50 рублей для Читинского отделения народного (бывшего государственного) банка по решению Центросибири. На лицевой стороне эскиза на фоне дымящихся заводских труб художник поместил изображение рабочего-кузнеца, опирающегося на рукоять молота. Рядом находятся кузнечные инструменты: наковальня и щипцы. Правой рукой кузнец показывает на обрамленного лучами двуглавого орла, который лапами разорвал кандальную цепь. На оборотной стороне нарисована крупная цифра «50», переплетенная с рукоятями горнозаводских орудий труда – лопаты, молотка, кайла – символов горнозаводского Забайкалья. В народе эти денежные знаки сразу же были прозваны «молотки» или «кузнецы», в настоящее время они являются нумизматической редкостью.
Весной 1919 г. Верхотуров вошел в состав редакционной коллегии журнала «Театр и искусство», в это же время читал публичные лекции разнообразной тематики (история искусства, школьное строительство и пр.).
Верхотуров построил себе дом с мастерской в селе Жимбира в 20 км от станции Дарасун, где продолжал настойчиво работать над новыми произведениями. Он получил предложение организовать выставку своих работ в пользу Московского общества помощи борцам революции. Художник мгновенно откликается на него, делает копии ряда своих дореволюционных полотен, пишет новые. Например, картину «Последний путь» (после 1921 г.), посвященную расстрелу братьев Бутиных. Эта выставка состоялась только в 1926 г. и объехала многие сибирские города (Чита, Иркутск, Верхнеудинск). После демонстрации ее в Москве художник перебирается в столицу на постоянное место жительства.
Живя в столице, Николай Иванович постепенно отошел от участия в выставках и перестал заниматься живописью. Работал непродолжительное время в Политехническом музее, сделал несколько открытий и изобретений и имел 14 зарегистрированных патентов. Его уход из жизни был результатом стечения обстоятельств. В январе 1944 г. у Ильинских ворот с него сняли шапку, он простудился, слег, а 21 февраля его не стало. Н. И. Верхотуров похоронен на Новодевичьем кладбище.
Нерчинская детская художественная школа носит имя своего замечательного земляка, а читинские музеи хранят некоторые из его работ.
Библиографический список
Труды 1-го Всероссийского съезда художников. – СПб., 1914. – Т. 1.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 156–161. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna