Начавшие свою коммерческую деятельность приказчиками у купцов Кандинских потомственные купцы Н. Д. Бутин и М.Д. Бутин к середине 60-х гг. XIX в. имели достаточно средств для обзаведения большой усадьбой. С этой целью они купили у Ивана Суханова участок земли в центре города. Примечательно, что находившийся здесь двухэтажный дом был первым сооружением из кирпича, построенным после перенесения города на новое место.
Бутины задумали сделать главное здание своей усадьбы максимально удобным и универ-сальным по своему назначению. Помимо жилых помещений, библиотеки здесь должны были разместиться контора, магазин, склад и прочие необходимые помещения основанного ими Торгового дома. Поэтому в результате появился вытянувшийся в полквартала, одноэтажный в своей основе дворец. Венцом его стал трехэтажный особняк, фасад которого был выполнен в мавританском стиле.
Как видно на сохранившейся фотографии тех времен, строительство дворца (или палаццо – от итальянского palazzo, как называл его М. Д. Бутин) началось с северо-западной части. К середине 1870-х гг. строительство вплотную подступило к дому Суханова, в котором располагалось Софийское женское училище, учрежденное на средства Бутиных в 1868 г. Училище было решено перенести в купленный к тому моменту Бутиными дом Верхотурова, а Сухановский дом органично вошел в дворцовый комплекс [ГАЗК, ф. 139, оп. 1, д. 12, л. 26]. Дом был надстроен третьим этажом – бельведером, к восточному фасаду пристроено дополнительное помещение с отличающимися от других готическими окнами, а в остальном внешне и частью внутренне он остался без изменений.
Главным украшением Дворца Бутина стал музыкальный (зеркальный) зал, площадь которого составила 136 м2. Здесь расположены знаменитые на весь мир зеркала фирмы «Сен-Гобен», купленные М. Д. Бутиным на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Доставка этих зеркал обошлась хозяину в три раза дороже их стоимости, а чтобы установить их в зале, пришлось разбирать крышу здания. Площадь цельного полотна самого большого зеркала напротив входа почти 12 м2, с нижними вставками – около 13,5 м2. Два других крупных зеркала располагаются по стыкам от входа в зал, четыре зеркала – между оконными проемами. Еще одно зеркало размещено в столовой. Зеркала визуально значительно расширяют объем и без того огромного зала, а их расположение друг против друга создает иллюзию бесконечного пространства. В Нерчинске местные умельцы одели зеркальные стекла в резные рамы из даурской сосны, украшенные в стиле позднего классицизма (ампир). Верхние части рам (лобань) больших зеркал украшены резьбой с применением стукового рельефа (гипса с мраморной крошкой). В центре на щите выступают скрещенные пучки стрел в колчанах и мечи. По сторонам щита расположены путти (амуры) и вазы с гирляндами из листьев.
Зал назывался музыкальным, так как в его убранстве использованы музыкальные атрибуты. Над его входом устроен внутренний балкон (ниша для оркестра), с обеих сторон входа в зал он поддерживался пилонами – опорными четырехгранными столбами. Вместо балюстрады балкон украшен горельефным панно, в центре которого скульптура музы Терпсихоры – покровительницы танца и хорового пения, окруженная свитой – амурами, изображенными в движении, играющими на музыкальных инструментах.
По периметру зала над дверными и оконными проемами расположены особые украшения – декоративные деревянные панно, покрытые слоем грунта из мелового или гипсового порошка в сочетании с клеем и оформленные лепными стуковыми рельефами. В свое время они были покрыты слоем сусального золота, равно как и рамы зеркал. Крупные панно выполнены в виде панелей и в верхней части украшены зубчатой резьбой, в нижней – рябиновыми гроздьями в углублениях. Края их дополнены изображениями старинных музыкальных инструментов. В центре – стуковые картуши в виде свитков с фамилиями композиторов и медальоны с их рельефными профилями, а над ними – крылатый путти. Панно над окнами – это фрагменты нотного стана со скрипичными ключами, духовыми и щипковыми музыкальными инструментами. Здесь же стуковые картуши в виде широкой или узкой ленты с фамилиями великих композиторов.
Над этими декоративными панно, под потолком, тянется деревянный карниз с контурным рельефом и орнаментом, покрытый позолотой. По периметру потолка расположена позолоченная деревянная тяга в виде ленты. Украшением потолка служит и рельефная цветочная розетка для огромной люстры с бронзовой позолотой, 96 свечами, весом свыше 350 кг, в контур которой вплетены мифологические персонажи (фигурки драконов, амуров, грифонов), изображения женских ликов. Чтобы опустить и поднять люстру, применялся специальный механизм, сохранившийся до наших дней.
Пол в музыкальном и других залах был устлан узорным наборным паркетом из различных пород дерева, причем рисунок паркета не повторялся. Двери, отделявшие музыкальный зал от других помещений, украшены рельефным орнаментом из слоновой кости.
Впечатляет еще одно украшение Дворца Бутина – витраж «Архангел Михаил, поражающий дьявола» в центральном окне вестибюля. Вероятно, он был изготовлен по специальному заказу М. Д. Бутина в 70-е гг. XIX в. в Мюнхене, в Королевско-Баварской придворной стеклокрасильне Франца Ксавьера Цеттлера. Михаил Дмитриевич пожелал приобрести этот витраж не случайно. Архангел Михаил являлся небесным покровителем и М.Д. Бутина, и его родного города.
Стены залов дворца украшали не только картины сибирских художников, но и приобретенные М. Д. Бутиным во время поездок копии фламандских мастеров, подлинные работы наиболее известных и популярных в то время российских художников, в том числе два портрета супруги Михаила Дмитриевича кисти К. Е. Маковского. На одном из них Мария Александровна представлена в образе пряхи. Портреты братьев Николая и Михаила Бутиных художника Николая Тюрина находились в конторе.
В залах дворца были размещены нумизматическая коллекция, собрания европейского и восточного фарфора и всевозможных редкостей, привезенных из-за границы. Особой гордостью хозяина была минералогическая коллекция, которую он долгие годы собирал лично, находясь в разъездах по своим многочисленным приискам.
Вслед за жилыми и парадными комнатами дворца располагались магазин, контора, типография. Самые дальние, северные, помещения занимали обширная библиотека и личный кабинет М. Д. Бутина.
Одновременно со строительством дворца возводились другие здания усадьбы: водонапорная башня, конюшни, пакгаузы. Все они были сооружены из кирпича и в основном выдержаны в едином архитектурном стиле. В довершение всего построили огромные трехарочные центральные ворота – пропилеи. Слева и справа от них установили ограждение, основу которого составляли поставленные на фундамент кирпичные прямоугольные столбы, увенчанные декоративными вазами, а между ними – выкрашенные в тон дворцу, в белый цвет, литые чугунные секции с витиеватым орнаментом.
Постепенно Бутины скупили почти все участки земли в центре города вместе с постройками. Одним из первых они приобрели большой деревянный дом купца Андрея Черепанова (на момент покупки дом уже принадлежал их родственнику, врачу А. В. Михайловскому). Старший из братьев Бутиных, Николай Дмитриевич, был слаб здоровьем, и, вероятно, поэтому предпочел каменным хоромам более «живой» деревянный жилой дом. Но и здесь, по свидетельству современников, обстановка была впечатляющей. Именно в этом доме отводились комнаты для заезжих гостей, в том числе в июне 1891 г. для цесаревича Николая.
Восхищал всех путешественников и сад, расположенный на территории усадьбы. Его возделывала младшая сестра Михаила и Дмитрия – Татьяна Мауриц. В своем деле она применяла последние достижения европейских садоводов, поэтому ей с успехом удавалось вырастить не только устойчивые к местному суровому климату растения, но и многие тропические. Через всю огромную территорию сада была высажена сосновая аллея, по которой в часы досуга могли прогуливаться и члены семейства и все желающие горожане. Помимо многочисленных насаждений, сад украшали декоративные и архитектурные формы: фонтаны, беседки, копии статуй античных богов. В саду был устроен огород с теплицами, поэтому Бутины всегда имели на своем столе свежие или консервированные овощи и ягоды. Татьяна Дмитриевна жила в глубине сада в большом деревянном доме с двухэтажной остекленной верандой над входом. Весь ее дом, равно как и все остальные дома Бутиных, был украшен цветами.
Эта огромная красивая усадьба после смерти Михаила Дмитриевича Бутина по его завещанию стала принадлежать городу. Однако без должного ухода она постепенно пришла в запустение. Теперь лишь единственное отреставрированное главное здание усадьбы да старые фотографии и воспоминания современников позволяют представить былое величие Нерчинского Palazzo.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 80–95. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna