В середине XVIII в. к Нерчинску было приковано внимание чуть ли не всех правительственных учреждений, ведавших международными связями России. Разрабатывались различные проекты усиления позиций России на Амуре и в Приморье, для чего прежде всего необходимо было вернуть амурские земли, утраченные по Нерчинскому договору 1689 г.
Решение этих задач возлагалось на Вторую Камчатскую экспедицию, прерванную в 1743 г. Представление о ее возобновлении по поручению Сената было подготовлено в июне 1753 г. сибирским губернатором генерал-лейтенантом В. А. Мятлевым. По его планам, устье Амура предполагалось обустроить судоверфь, военно-морскую базу и построить не менее трех фрегатов для обследования земель, лежащих к востоку от Камчатки. При этом он полагал, что доставка продовольствия в эти районы по Амуру обойдется значительно дешевле. Поэтому и хлеб планировалось выращивать в Нерчинском уезде, территория которого была связана с амурскими землями по рекам Ингоде и Шилке [Русские экспедиции…, 1989, с. 42–44; Артемьев, 1996, с. 51].
После обсуждения Сенатом в июне 1753 г. этих предложений в распоряжение Мятлева перешли все морские офицеры, геодезисты и другие служащие Второй Камчатской экспедиции. Для обследования рек Ингоды, Аргуни и Амура были выделены приборы; поступило распоряжение открыть навигационные школы в Иркутске и Нерчинске [Русская Тихоокеанская эпопея…, 1979, с. 494–496; Русские экспедиции…, 1989, с. 44–46]. Свободное плавание русских судов по Амуру требовало согласования с китайской стороной. Однако Коллегия иностранных дел России не торопилась решать этот вопрос, опасаясь осложнения отношений с Китаем. В связи с этим было принято решение соорудить судоверфь и начать строительство судов не в устье Амура, а на реке Шилке в устье Нерчи – в Нерчинске, обследовать реки Ингоду, Шилку, Аргунь, Амур и др. Поэтому указ Сената о возобновлении Второй Камчатской экспедиции 9 декабря 1753 г. следует рассматривать как указ о начале Нерчинской секретной экспедиции. Ее общее руководство возлагалось на В. А. Мятлева, практическое исполнение поручалось Ф.И. Соймонову [Константинова, 2012, с. 429].
В сентябре 1754 г. под руководством Соймонова Нерчинская секретная экспедиция осмотрела и описала сухопутный и водный путь от Иркутска до Нерчинска; описала и составила оценку лесов в бассейне рек Нерчи, Ингоды, Шилки и Онона и их притоков, пригодных для строительства морских и речных судов; разработала план осмотра и описания Амура; изготовила планы и карты описанных мест [Там же, с. 430].
Поскольку Нерчинский уезд рассматривался организаторами экспедиции как экономически выгодный земледельческий район для снабжения хлебом населения в Приморье, для развития хлебопашества было налажено переселение в Забайкалье выходцев из других российских губерний. Сибирский приказ получил секретный указ Сената от 18 августа 1754 г. о переселении на плодородные земли Нерчинского уезда казачьих семей (1500 казаков с женами и детьми). В Нерчинском уезде было расселено 3700 человек с пермских соликамских промыслов, им отводились места для постройки домов, земли под пашни и сенокосы [Гольденберг, 1979, с. 122]. Для нужд Нерчинской секретной экспедиции в Забайкалье активизировались поиски месторождений железа, была налажена его выплавка [Артемьев, 1996, с. 53].
С целью подготовки грамотных специалистов для экспедиции в Иркутске и Нерчинске Ф. И. Соймонов открыл навигационные школы. В Нерчинской навигацкой школе с 1755 по 1765 гг. обучалось 140 человек, трое из них вошли в Нерчинскую секретную экспедицию, другие служили штурманами, в горном ведомстве, в том числе на Нерчинских заводах.
В сентябре 1755 г. русский перебежчик, бывший каторжанин М. И. Шульгин, распространил в Китае ложную информацию о намерении Ф. И. Соймонова летом сплавиться по Амуру с четырьмя полками солдат и пушками и захватить китайский город Айгун (современный Хэйхэ). Поскольку об этом факте было доложено в Пекин, то любая попытка сплава по Амуру выглядела бы враждебной по отношению к Цинской империи. К тому же 12 мая 1758 г. в Петербурге был получен официальный отказ Правительства Китая в использовании Россией Амура [Там же]. Начатое в Нерчинске строительство судов было приостановлено, строились только «ластовые» (весельные) суда. Было продолжено изучение рек Ингоды, Шилки, Хилка для возможной организации там постройки судов. Высококвалифицированный специалист и знаток морской картографии, Соймонов умело руководил работами по гидрографическому описанию рек и картографированию земель. В этих работах ему помогал его старший сын штык-юнкер М. Ф. Соймонов. Для обороны Нерчинска М. Ф. Соймонов спроектировал и построил пять земляных бастионов. Две низины, по которым во время разлива Нерчи в город заходила вода, он защитил валами и палисадами [Там же, с. 54]. Один из активных участников Нерчинской экспедиции, талантливый картограф, штурман М. Татаринов составил «План и проспект города Нерчинска…».
После назначения Ф. И. Соймонова 14 марта 1757 г. губернатором Сибири и его отъезда 14 июня из Нерчинска экспедицию возглавляли М. Ф. Соймонов, позже прапорщик Солнцев, капитан П. Бегунов, И. Бритов [Изгачев, 1968, с. 70; Гольденберг, 1979, с. 128, 129]. В связи с ухудшением русско-китайских отношений русское правительство отказалось от планов присоединения Приамурья. Нерчинская секретная экспедиция 17 июня 1765 г. была упразднена [Артемьев, 1999, с. 59]. Но усилия участников экспедиции не пропали даром, они способствовали научному изучению и Забайкалья в целом и Нерчинского края в частности, активизировали хозяйственное развитие этих мест.
Библиографический список
Артемьев А. Р. Секретная Нерчинская экспедиция 1753–1765 гг. и археологическое изучение Нерчинска // Вестник ДВО РАН. – 1996. – № 2. – С. 51–56; Константинова Н. Н. Нерчинская секретная экспедиция: Малая энциклопедия Забайкалья: Международные связи / гл. ред Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – С. 429–430; Русская Тихоокеанская эпопея. – Хабаровск, 1979. – 608 с.; Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во 2-й половине XVIII в.: сб. док. – М., 1989. – 400 с.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 43–46. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna