Категории:
«Расширенная Туманганская Инициатива», Туманганский проект

«РАСШИРЕННАЯ ТУМАНГАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА», Т у м а н г а н с к и й п р о е к т, межправительственный механизм экон. сотрудничества 5 североазиатских гос-в: РФ, КНР, Монг. Респ., КНДР и Респ. Корея; проект. Инициаторами являются ученые и экономисты из сев.-вост. кит. провинций, к-рые выдвинули идею превращения района р. Тумэн (Туманная) в гл. центр сотрудничества Сев.-Вост. Азии в 1988. В 1990-е в обсуждение проекта включились экономисты Респ. Корея, КНДР, Монголии, Японии, США и европ. стран (Финляндия и ФРГ). Изначально кураторство и поиск спонсоров проекта взяло на себя одно из подразделений ООН – Программа развития ООН. Для осуществления принятой идеи в рамках ООН разработана специальная программа – Проект развития района Туманган (ПРРТ). Суть проекта «Туманган» заключалась в создании междунар. специальной экон. зоны (МСЭЗ). Предусматривались 2 проекта – «Мал. Туманган» и «Бол. Туманган». Проект «Мал. Туманган» планировал охватить тер. площадью в 1 тыс. км2 между портом Раджин (КНДР), г. Хунчун (КНР) и портом Посьет (РФ). Проект «Бол. Туманган» предполагал включение в МСЭЗ значительно больший участок трансграничной тер. общей площадью 10 тыс. км2. Границы зоны распространялись от порта Чхонджин (КНДР) до г. Янцзы на тер. КНР и Владивостока на тер. РФ. Начать осуществление 1-го проекта планировалось в 1995, а реализовать полностью через 20 лет. Предшествовать началу проекта должен был длительный подготовительный период полит. встреч и переговоров политиков заинтересованных стран. Объем предполагаемых инвестиций определен в 30 млн долл.

Созданная в ходе осуществления проекта междунар. специальная экон. зона в итоге должна была стать мощным транзитно-транспортным узлом между Сев.-Вост. Азией и Европой и предполагала создание современной транспортной инфраструктуры. Главным условием при этом предполагалось формирование прежде всего экспортноориентированной экономики внутри МСЭЗ в виде междунар. интеграционного производственного комплекса, включающего в себя не только добычу и обогащение полезных ископаемых и первичное пр-во, но и выпуск готовой продукции. С точки зрения экспертов Программы развития ООН, МСЭЗ, созданная согласно проекту «Туманган» по примеру первых специальных экон. зон КНР – Шэньчжэнь, Шаньтоу и др., должна была превратиться в один из перспективных центров деловой активности Вост. Азии.

В нач. 1990-х к разработке проекта подключились амер. Гавайский центр «Восток – Запад» и япон. фонд Сасакава. В 1992 по их инициативе созван экон. форум Сев.-Вост. Азии, призванный координировать процесс осуществления проекта «Туманган». В течение 3–4 лет по инициативе прежних и новых участников проекта проведено 6 совещаний Координационного ком. ПРРТ и более 10 совещаний рабочих групп. Однако активная позиция амер. экон. и полит. кругов в ПРРТ вызвала недовольство и отпугнула др. участников: КНДР и Японию. Сов. сторона отнеслась к предложенной идее проекта отрицательно, видя в ней посягательство на сов. Д. Вост. и на региональную экон. политику Сов. гос-ва. В противовес ПРРТ сов. экономистами совместно с представителями япон. министерства внешней торговли и промышленности и при участии одной из япон. консалтинговых организаций разработан проект «Бол. Владивосток». Проект был поддержан ЮНИДО. После событий 1991 в Москве и распада Сов. Союза проект «Бол. Владивосток» остался без финансирования. Новые рос. политики, отказавшись от его осуществления, обратили внимание на ПРРТ. Северокорейская сторона, согласившись в целом с идеями ПРРТ, выдвинула собственную концепцию создания свободной торгово-экономической зоны «Раджин-Сонбон» с жестким контролем со стороны властей КНДР как части проекта «Туманган». Главной задачей реализации северокорейского проекта стало привлечение иностранных инвестиций для развития собственных портов общим объемом 120 млн долл. Проект КНДР изначально был невыполним, т. к. противоречил интересам как России, так и КНР. Во-первых, его осуществление резко минимизировало междунар. значение рос. портов Владивосток и Находка, а во-вторых, полностью нивелировало идею кит. экономистов углубления р. Туманган и стр-ва на ее берегах в районе крупных кит. городов речных портов. Вследствие серьезных противоречий его осуществление было фактически заморожено и свелось на 1-м этапе только к обсуждению отдельных моментов и выработке ком¬промиссной позиции. Идея вновь возникла в 1995 благодаря усилиям ПРРТ Программы развития ООН. В дек. 1995 в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке представители 5 гос-в (России, КНР, КНДР, Монголии, Респ. Корея) подписали пакет соглашений «О содействии экон. развитию бассейна р. Туманган». В состав пакета соглашений вошли как документы стратегического партнерства сев.-вост. гос-в, такие как «Меморандум о взаимопонимании в отношениях принципа контроля за охраной окружающей среды», «Стратегия развития региона», «Ген. план по развитию инфраструктуры региона», так и договоры, предусматривающие отдельные, часто узкие сферы совместной деятельности, например «Стратегия по защите и исследованию природы», «Проект развития деревообрабатывающей отрасли промышленности», соглашения об исследовании водных ресурсов и о развитии туризма. Пакет документов предусматривал более рациональный и реалистичный подход к осуществлению проекта «Туманган». Немаловажным фактором являлась и активная деятельность участников проекта по привлечению гос. и частных инвестиций к реализации выработанных программ.

В результате претворения в жизнь только небольшой части мероприятий на тер. России, КНР и КНДР, входящих в зону р. Туманган, предусмотренных принятыми программами, были созданы свободные торгово-экономические зоны, в финансирование к-рых к 1996 вложено 526,7 млн долл. Из них 50 % потрачено на развитие рос. Приморья, 42 % – кит. провинции Ляонин, 8 % – северокорейской зоны «Раджин-Сонбон». Следствием этого стали осуществление проекта соединения кит. и рос. ж.-д. магистралей и реконструкция северокорейских портовых систем, что позволило сформировать гл. центр Туманганского региона. Первоначальные планы ПРРТ так и не были реализованы, т. к., во-первых, были недостаточно высоки темпы экон. развития России, а во-вторых, процесс экон. и полит. интеграции Сев. и Юж. Кореи, начавшийся в период президентства в Респ. Корея Ким Дэ Джуна, ничем не завершился, успехи осуществления первых общих программ, предусмотренных проектом «Туманган», продемонстрировали объективный потенциал перспективы формирования междунар. интеграционной экон. зоны вокруг Япон. моря. Во 2-й пол. 1990-х и нач. 2000-х Координационный центр Программы развития района Туманган перенесли из Нью-Йорка в Пекин. Там же с целью оптимизации руководства выполнения ПРРТ создан секретариат программы, к-рый гл. направлениями развития ПРРТ определил создание междунар. инвестиционного фонда, развитие финансовой сферы региона, модернизацию пассажирско-транспортной системы, совершенствование таможенных отношений и стимулирование туризма в районе Туманган. В 2005 на 8-м совещании Консультативной комиссии ПРРТ в кит. г. Чанчунь договор о программе экон. развития района Туманган был продлен до 2015 и получил новое назв. С 2005 проект «Туманган» переименован в «Р. Т. И.», что должно было расширить границы для инвесторов программы, заинтересованных в развитии региона, и превратить район р. Туманган в инвестиционно привлекательную зону. Программа «Р. Т. И.» предусматривала реализацию следующих стратегических задач: восстановление и стр-во основной транспортно-коммуникационной инфраструктуры; стимулирование экспорта пром. товаров за пределы региона; оптимизацию и упрощение процедуры пограничного и таможенного контроля в трансграничном регионе; увеличение ежегодного туристического пассажиропотока на 10–15 %; создание дееспособного междунар. организационного механизма для поддержания оптимальной взаимовыгодной энергетической политики; сокращение и упразднение барьеров для передачи электроэнергии и энергоносителей; привлечение гос. и частных инвестиций и стимулирование зарубежных инвесторов, не являющихся гражданами стран – членов «Р. Т. И.»; совершенствование и оптимизацию природоохранной стратегии. В рамках реализации проекта в 2001–02 подготовлен рабочий документ о результатах выполнения трансграничного диагностического анализа для бассейна р. Туманная. Изыскания и подготовку итогового документа с рос. стороны курировал Тихоокеанский ин-т географии ДВО РАН, принимал участие в проекте ЧИПР–ИПРЭК СО РАН. Объективно оценивая сырьевой и экон. потенциал района Туманган и учитывая потребности населения региона, лидеры стран-участников утвердили 4 приоритетные отрасли развития региона: энергетика, торговля, транспорт и туризм. Успешно развивая на основе взаимной выгоды эти отрасли, планировалось создать мощный экон. потенциал, стимулирующий пром. рост в районе, установить благоприятную финансовую атмосферу и поднять жизненный уровень населения Туманганского региона.

За последующие 5 лет в процессе осуществления поставленных в 2005 задач в рамках «Р. Т. И.» учреждены транспортный и энергетический советы, Совет по туризму и охране окружающей среды, реализован проект междунар. паромного сообщения между портами Зарубино (Россия), Сокчо (Респ. Корея) и Ниигата (Япония). Для претворения в жизнь стратегических программ «Р. Т. И.» каждым из гос-в – участников Туманганского проекта ведется активная подготовительная работа на своей тер.: реализация рос. проекта «Южный ход», возведение автомагистрали «Амур» (Чита – Хабаровск), разработка и начало осуществления проекта стр-ва нефтепровода «Вост. Сибирь – Тихий океан». Исполнение других программ и проектов, входящих в «Р. Т. И.», приостановилось. На это повлиял ряд факторов как складывающейся междунар. обстановки в целом, так и изменяющейся полит. ситуации в Сев.-Вост. Азии в частности. Среди неблагоприятных факторов – глобальный экон. кризис, негативно сказавшийся на экономике всех стран региона – участников Туманганского проекта; постоянные напоминания Японии о «своих северных тер.», решение япон. парламента, признавшего рос. Юж. Курилы (от к-рых япон. дипломатия отказалась в 1951 на Сан-Францисской конф.) исконно япон. тер. Еще одним немаловажным фактором является «кор. проблема». Ситуация на Кор. полуострове обострилась в момент, когда Туманганский проект, казалось, получил «второе дыхание». Этапами эскалации напряженности на Кор. полуострове стали: запуск КНДР 4.4.2009 искусственного спутника Земли, воспринятого многими как испытание межконтинентальной ракеты; выход Сев. Кореи из шестисторонних переговоров по урегулированию ядерной проблемы Кор. полуострова в ответ на осуждающее запуск спутника заявление пред. Совета Безопасности ООН; 2-е испытание ядерного устройства, проведенное 25.6.2009, и последовавший за этим выход из Соглашения о перемирии 1953. Проведение Олимпийских игр в Пекине (2008), Всемирной выставки в Шанхае (2010), встречи глав гос-в Большой восьмерки в Японии, саммита АТЭС во Владивостоке свидетельствует о большом внимании мирового сообщества к региону Сев.-Вост. Азии и благоприятной положительной перспективе развития взаимовыгодного междунар. сотрудничества в этом регионе, важной составляющей к-рого является «Р. Т. И.». Главная задача, стоящая в наст. момент перед политиками гос-в – участников Туманганского проекта, состоит в активизации политики, направленной на усиление элементов диалога и поиска консенсусных решений. Руководство РФ четко обозначило свою политику в отношении Вост. Сиб. и Д. Вост., заявив о своем участии в туманганских проектах в ближайшем будущем.

Лит.: Малевич И. А. Когда в Европе еще вчера, в Корее уже завтра: Загадочная Юж. Корея – путь вперед. – Минск, 2002; Документы XVII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. – Пекин, 2007; Монголия, Россия, Китай: Вместе к развитию в XXI в. – Улан-Батор, 2008; Батмэнд Р. Расширенная Туманганская Инициатива: Роль и значение в развитии Монголии // Китай, Монголия и Россия: Мир, развитие и сотрудничество. – Пекин, 2009; Кузнецов В. В. «Расширенная Туманганская Инициатива»: История, проблемы, перспективы // Приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятелность: История и современность: материалы междунар. науч. конф. 11–15 окт. 2011 г., г. Чита (Россия) – г. Маньчжурия (Китай). – Чита, 2011; Туманган [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tumangan.ru 

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края