Категории:
Таможенные учреждения

ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Изначально формировались на основе общероссийской правовой базы, опыта работы таможен в европ. части России и в Сиб., имели общие с ними цели и принципы выполнения назначенных функций, определенных Гос. Советом, Министерством финансов, др. органами гос. управления. В то же время, особенно в 1-й период существования Кяхтинской таможни (1728–1861), ставшей тогда единственным таможенным учреждением к вост. от Байкала, были особенности, как заложенные специально, так и возникшие под влиянием местных условий. Интенсивно создавались таможенные учреждения в Заб. в кон. 19 – нач. 20 в. В это время основным гос. органом, управляющим таможенным делом, был Департамент таможенных сборов Министерства финансов (образован в 1864 на базе Департамента внешней торговли), основными документами – таможенный устав и таможенный тариф, обновлявшиеся через каждые несколько лет.

Основное назначение таможенных учреждений: пропуск через границу лиц и товаров с взиманием установленных платежей, направляемых в гос. казну, предотвращение ввоза и вывоза товаров, запрещенных к перемещению или имеющих ограничения, выявление и предотвращение контрабанды. В зависимости от предоставленных прав в досоветский период они разделялись на таможни 1-го и 2-го классов, таможенные заставы и таможенные посты. Малых таможен или таможен 3-го класса в Заб. в тот период не было. После вхождения ДВР в состав РСФСР в Заб. имелись таможни 1, 2 и 3-го разрядов, в их состав входили и входят таможенные посты и пункты пропуска. В настоящее время деление таможен на категории упразднено. Отдельные Т. у. подвергались неоднократной реорганизации, как и вся система таможенных органов.

В работе Т. у. прослеживается преемственность в целях и задачах, способах осуществления функций, терминологии, документальном оформлении. Таможни 1— го класса осуществляли операции таможенного контроля (таможенное оформление, осмотр, досмотр, опломбирование и клеймение), назначали и принимали таможенные платежи, т. е. выполняли весь комплекс услуг («таможенная очистка») с любыми разрешенными к ввозу товарами. Таможни 2-го класса осуществляли пропуск разрешенных к ввозу то-варов, кроме тех, тарификация к-рых требовала проведения техн. экспертизы или являлась особо сложной. Списки таких товаров утверждались в установленном порядке и обнародовались. Таможенные заставы имели право заниматься очисткой тех же товаров, что и таможни 2-го класса при условии, что они предназначены для местного потребления и ограничены суммой пошлин (в 1912 не более 15 р.). Таможенные посты в России осуществляли пропуск приграничных жителей, но в Заб. обл. и Приамурском генерал-губернаторстве министру финансов было предоставлено право разрешать также пропуск товаров для местного потребления по особому, официально обнародованному списку.

Таможни, таможенные заставы, таможенные посты в дореволюционное время состояли из управляющего и необходимого числа штатных чиновников. Штат включал: канцелярских чиновников, вольнонаемных служащих, таможенных досмотрщиков, стражников. В Заб. обл., наряду с некоторыми другими субъектами Рос. империи, дислоцированными вдоль азиатской границы, надзор за перемещением товаров через границу вне установленных пунктов был возложен на таможенное ведомство полностью либо во взаимодействии с местными властями (иногда с армейскими, казачьими, полицейскими силами и др.). Таможенная охрана состояла из досмотрщиков и стражников, вооруженных холодным и огнестрельным оружием. На гл. здании каждого таможенного учреждения имелось его наименование и гос. герб. Т. у. присваивался специальный флаг, к-рый поднимали перед началом деятельности и опускали по окончании.

Период 1890-х связан с завершением формирования основ гос. таможенной политики для вост. регионов России. Следствием этого стало появление в кон. 19 в. таможенного надзора, вскоре замененного сетью структурированных Т. у., представленных таможнями, таможенными заставами и таможенными постами. Каждое из них имело свои полномочия, штатную численность, функции и другие особенности. По предложению Гос. Совета император Николай II 15.5.1900 учредил в Кяхте и Сретенске таможни 1-го класса 2-го разряда (см. Сретенская таможня). В 1901 на ст. Маньчжурия был создан таможенный надзор, в нач. 1902 – таможенная застава (см. Маньчжурская таможня). С 26 окт. рос. таможенное учреждение на ст. Маньчжурия стало действовать уже в статусе таможни 1-го класса. В целях централизации и унификации управления таможенным делом в Приамурском генерал-губернаторстве, куда входила (1884–1906) и Заб. обл., в 1902 введено деление на районы: Заб., Амурский, Заамурский. Инспектору Заамурского р-на, находившегося в ведении инспектора С. Н. Латкина, штаб-квартира к-рого располагалась во Владивостоке, была подчинена в т. ч. Маньчжурская таможня, а также Хилкотойская, Абагатуйская, Борзянская (Борзинская), Акшинская таможенные заставы. Кяхтинская и Сретенская таможни вошли в состав Заб. р-на. В 1906 Заб. обл. выведена из Приамурского и присоединена к Иркутскому генерал-губернаторству. Сложившаяся система пересмотру не подвергалась. В февр. 1909 в числе действующих на внешней границе Заб. были 2 таможни (Кяхтинская и Маньчж.), 3 поста (Желтуринский, Киранский, Шарагольский), 3 заставы (Старо-Цурухайтуйская, Акшинская и Борзинская); внутри области – Сретенская таможня и Танхойская застава. Последняя относилась к Иркутской таможне и имела несколько постов по оз. Байкал.

В «Записке Департамента таможенных сборов.» от 28.2.1909 сказано, что по действующим постановлениям таможенные учреждения в Вост. Сиб. образуют 3 самостоятельных района: Заб., Амурско-Приморский и Заамурский. В состав Заб. р-на входят таможни в Иркутске (со всеми подчиненными ей таможенными заставами и постами по оз. Байкал и по границе Иркутской губ.), в Кяхте и Сретенске, таможенные заставы в Акше и с. Покровка. К Заамурскому р-ну относились Владивостокская и Маньчж. таможни, заставы в Борзе, Старом Цуру-хайтуе. Отмечалось, что в управлении таможенными учреждениями недостаточная цельность, стройность и единообразие, отсутствие общего руководства, каждое из них действует, сообразуясь со своей практикой, вне зависимости от других. Для преодоления негативных моментов в организации таможенного дела 2.5.1909 был принят Закон об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и Заб. обл., к-рым из Т. у. образовывался один таможенный округ – Приамурский. Должность нач. округа занял С. Н. Латкин, ис-полнявший ее до 1912. Этим же законом Кяхтинская таможня преобразовывалась в таможню 2-го класса. В Приамурский окр. не вошли Т. у., расположенные на берегах оз. Байкал, отнесенные к Иркутской таможне.

Приамурский таможенный окр. был ликвидирован в 1912, с 1.1.1913 образованы Хабаровский, Владивостокский и Чит. таможенные участки, ставшие сегментами общероссийской таможенной системы. Т. у. включили в состав участков, состоящих в ведении инспекторов. При этом таможни 1-го класса инспекторам не подчинялись, на них распространялась только функция контроля. Правление Чит. участка располагалось в г. Чита. Территориально участок охватывал границу с Китаем в пределах Заб. обл. с включением Маньчж. таможни.

Законом 14.5.1912 отпускались средства на усиление таможенного надзора, с 1.1.1913 вводилось новое штатное расписание Т. у. В Заб. обл. к «штатным чинам» были установлены служебные права и преимущества, предоставляемые соответствующим должностям в Т. у. Европ. России, что фактически заметно снижало размер получаемых ими средств. Таким образом, региональная специфика в развитии Т. у., расположенных к вост. от Байкала, некогда предусмотренная для Кяхтинской таможни и отдельными проявлениями сохранявшаяся в других, и в этом отношении приобрела общероссийский характер.

В последующие годы, включая период ДВР, Т. у., расположенные в вышеназванных участках, продолжали функционировать, хотя их централизованное управление постепенно теряло силу, вплоть до полного прекращения деятельности. В связи с этим в подчинение участковых инспекторов с янв. 1919 решением СМ правительства Колчака передавались таможни 1-го класса.

Постановлением СНК РСФСР от 29.6.1918 Департамент таможенных сборов со всеми подведомственными Т. у., находившимися в это время в ведении Нар. комиссариата финансов, вошел в состав Нар. комиссариата торговли и промышленности, в непосредственное подчинение Особой коллегии. Одновременно он был переименован (с сохранением структуры) в Гл. управление таможенного контроля. Приказом Нар. комиссариата внешней торговли от 24.12.1921 № 133 учреждено Гл. таможенное управление. 31.3.1922 СНК РСФСР утвердил Положение о местных Т. у., округах, таможнях и таможенных постах.

Учреждение новой таможни 1-го класса 1-го разряда в Чите состоялось 26.12.1921 по закону ДВР. Штат таможни насчитывал 29 чел., среди к-рых было 8 досмотрщиков. В этот же период неурегулированность пограничных вопросов вызвала взаимные претензии рос. и кит. сторон. Это касалось Т. у., дислоцированных на ст. Маньчжурия. Помимо таможни, там располагались Мациевский и Бугутурский таможенные посты, сотрудники к-рых выполняли служебные обязанности на границе. Для обеспечения их помещениями в приграничной полосе со стороны России в кон. 1922 было произведено изъятие в с.Абагайтуй четырех домов полит. беженцев и перенесение их в район 86-го разъезда Заб. ж. д. и Бугутурскую падь. В 1923 таможенные посты Мациевский и Бугутурский выведены на рос. тер., объединены и дислоцированы в районе 86-го разъезда (позднее ст. Отпор). В дальнейшем здесь располагалась Мациевская таможня, вскоре переименованная в Отпоровскую.

После включения ДВР в состав РСФСР часть Т. у. Заб. находились в составе Чит. таможенного участка, входившего в Дальневосточный таможенный окр. Учреждения, расположенные в Верхнеудинске (в районе Селенгинска), вошли в Сиб. таможенный окр. Сохранялись в 1923 Читинская таможня, Маньчж. (1-го разряда), Кяхтинская, Сретенская (2-го разряда) таможни; появились Макаровская, Акшинская, Борзинская, Старо-Цурухайтуйская, Нерчинско-Заводская, Урюпинская таможни 3-го разряда. Кроме того, действовал 31 таможенный пост с общей штатной численностью 255 чел. Если таможни 1–2-го разрядов по своему предназначению давали в казну основной доход (за 1-ю пол. 1923 Чит., Маньчж., Сретенская таможни принесли гос-ву 966 тыс. р.), то остальные учреждения были ориентированы на борьбу с контрабандой и дохода почти не давали.

Новая реорганизация Т. у. проводилась в 1924. В результате по Чит. таможенному участку были упразднены 11 постов, переведенная из с. Менза в с. Джиндо Макаровская таможня 3-го разряда переименована в Джиндинскую, Урюпинская таможня 3-го разряда преобразована в таможенный пост; приступили к созданию Могочинской таможни 3-го разряда. Проводились организационно-штатные мероприятия по сокращению численно-сти многих Т. у. и перераспределение штатов в пользу управления Чит. таможенного инспектора (оставшегося без штата после переезда управления Дальневосточного таможенного окр. в Хабаровск) и Чит. таможни, наиболее доходной. Существенные сокращения штатной численности, в т. ч. в Чит. таможне, закрытие малорентабельных таможен (Старо-Цурухайтуйской) производились в 1925 и 1926. Сэкономленные средства использовались для открытия новых таможенных учреждений в Дальневосточном таможенном окр. В апр. 1926 в составе учреждений, подведомственных Чит. таможне, сохранились Акшинская и Борзинская таможни 3-го разряда, Мациевский таможенный пост; вошли Сретенская 2-го и Нерчинско-Заводская 3-го разряда таможни. Общая численность – 73 работника. В 1926–35 объем внешнеторговых операций в стране сократился более чем в 3 раза, укрепилась гос. монополия на внешнюю торговлю. Кол-во Т. у. в этот период сократилось с 218 до 67. В Заб. закрылись крупные таможни: Сретенская, Маньчж., Чит., а также ряд других таможенных структур.

В кон. 1940-х активизация отношений между СССР и КНР, большой объем авиаперевозок потребовал расширения сети Т. у. в Заб. В янв. 1950 открыт Чит. таможенный пост, напрямую подчиненный Гл. таможенному управлению Министерства внешней торговли СССР, преобразованный в 1952 в Чит. таможню. В 1959 Чит. таможня снова закрыта, что связано с передачей дел в бывш. Отпоровскую, с 21.11.1958 переименованную в Забайкальскую таможню. В 1969 вновь создан Чит. таможенный пост Заб. таможни, преобразованный приказом Министерства внешней торговли СССР № 309 от 25.6.1985 в Чит. таможню. Существенные преобразования Т. у. в РФ происходили в кон. 20 и нач. 21 в. Демонополизация внешней торговли, начавшаяся после выхода Постановления СМ СССР от 28.2.1989, потребовала изменения таможенной политики и преобразования системы таможенных органов. Это проявилось в Таможенном кодексе СССР и Законе «О таможенном тарифе» 1991, но более ощутимые перемены произошли после 25.10.1991. Ведущими Т. у. Заб. в этот период были Наушкинская, Мондинская, Бур. (Улан-Удэнская с 1988) таможни на тер. Респ. Бурятия; Чит., Заб. – в Чит. обл. 30.9.2011 вступил в силу приказ ФТС РФ о присоединении Заб. таможни к Чит., ставшей по штатной численности крупнейшей таможней на тер. от Новосибирска до Владивостока – 959 чел. В ее составе 12 таможенных постов. На основании Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к гос. границе РФ, принятой 29.8.2008 ФТС России, продолжается формирование таможенно-логистических терминалов, комплексного таможенного учреждения нового типа. Его стр-во ведется в районе пгт Забайкальск. Основными мотивами всех реорганизаций Т. у. в Заб. была полит. и экон. ситуация в стране, связанная с ней оперативная обстановка, требующая оптималь¬ной организации пропуска через границу людей и грузов, повышение эффективности выполнения фискальной функции и работы в целом.

Лит.: Шахеров В. П. и др. Таможенное дело в Вост. Сиб. и Заб. – Иркутск, 1999; Таможня на Тихом океане: доку-менты и материалы / сост. Н. А. Беляева, Н. А. Троицкая. – Владивосток, 2008. – Вып. 5: Заб. таможня; Дьяков В. И. Вопросы таможенного регулирования в Заб. в кон. XIX — нач. XX в. // Приграничное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность: История и современность: материалы междунар. науч. конф. 11–15 окт. 2011 г., г. Чита (Россия) – г. Маньчжурия (Китай). – Чита, 2011; Кисловский Ю. Г. История таможни гос-ва Рос. – М., 1995.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края