ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, форма фактического гос. контроля над данной тер. и регулирования торгово-экономического и пром. развития. В Заб. 1-й стала Кяхтинская таможня, открытая в 1728. Она успешно осуществляла свои функции до 1861, а затем была передана в Иркутск. Только в кон. 19 в. Россия смогла вновь начать продвижение на вост. от Байкала пунктов таможенного надзора. На рубеже веков, практически одновременно, появились таможни, таможенные заставы, посты в Заб., Приамурье и Приморье. По предложению Гос. Совета император Николай II 15.5.1900 учредил в Кяхте и Сретенске таможни 1-го класса 2-го разряда. 15.1.1902 в правительство было направлено официальное сообщение министра финансов о совместном с министром иностранных дел и приамурским генерал-губернатором решении о необходимости открытия на ст. Маньчжурия, с 13.7.1902 выведенной из числа станций Заб. ж. д. и ставшей конечным пунктом КВЖД, таможенной заставы с правом очистки пошлиной всех разрешенных к привозу товаров. Предлагалось учредить в ней 3 основные штатные должности – управляющего и двух помощников. 26.10.1902 издан приказ № 1 по Маньчжурской таможне, с этого времени ставшей расти численно за счет прибывающих из Владивостока и Центр. России чиновников и найма досмотрщиков из местного населения. Ей был присвоен 1-й класс 2-го разряда. В февр. 1909 на внешней границе Заб. действовали Кяхтинская и Маньчж. таможни, Желтуринский, Киранский, Шарагольский посты, Старо-Цурухайтуйская, Акшинская и Борзянская (Борзинская) заставы; внутри области – Сретенская таможня и Танхойская застава. Последняя относилась к Иркутской таможне и имела несколько постов по оз. Байкал. К нач. 1909 таможенные учреждения в Вост. Сиб. образовывали 3 самостоятельных района: Заб., Амурско-Приморский и Заамурский. В состав Заб. таможенного р-на входили таможня в Иркутске со все¬ми подчиненными ей таможенными заставами и постами по оз. Байкал и по границе Иркутской губ., в Кяхте и Сре-тенске, таможенные заставы в Акше и с. Покровка; в состав Заамурского р-на – Владивостокская и Маньчж. таможни, заставы в Борзе, Старом Цурухайтуе. В управлении имели место недостаточная цельность, стройность и единообразие, отсутствие общего руководства; каждое учреждение действовало, ориентируясь на свою практику, вне зависимости от других. 2.5.1909 принят Закон об организации таможенного надзора в Приамурском генерал-губернаторстве и Заб. обл., по к-рому из таможенных учреждений образовывался один таможенный округ во главе с нач. округа, Кяхтинская таможня преобразовывалась в таможню 2-го класса. Округу присвоено наименование «Приамурский», окр. таможенное управление определено в г. Владивосток. В практике Т. р. важны взаимодействие таможенных чинов России с населением и должностными лицами Китая; взаимоотношения должностных лиц рос. таможенного ведомства с купечеством (участниками внешнеэкономической деятель¬ности), чиновниками др. ведомств, иным населением Заб. и транзитными пассажирами; организация таможенного контроля и таможенные процедуры (вывоз сырья для изготовления товаров на кит. тер. и ввоз готовой продукции, внутренний таможенный транзит и др.); должностные правонарушения и преступления и др. Взаимодействие должностных лиц таможенных органов России и Китая было обусловлено наличием общей границы, общих торгово-экономических интересов, проложенной по тер. Китая КВЖД (вопросы, связанные с участием в стр-ве, перевозках, охране), наличием таможенных учреждений с функциями таможенного контроля, сбора пошлин, борьбы с контрабандой. Согласно «Временным правилам для действий таможен на ст. Маньчжурия и Пограничная...», рус. и кит. таможни должны были быть размещены рядом, чтобы можно было обмениваться документами и грузами без промедления. В связи с этим рассматривались разные варианты приобретения необходимых сооружений, в т. ч. стр-ва зданий и инфраструктуры (склады и пр.) по чертежам таможен и за их счет силами КВЖД. Учитывая, что рус. таможни к моменту принятия решений о формировании кит. таможен (1908) были реально действующими, они были готовы предоставить коллегам для досмотра пассажиров и багажа свои ревизионные залы. Статья 13 подчеркивала, что рус. и кит. таможни и КВЖД оказывают пол¬ное взаимное содействие друг другу. Маркировка грузов, бланки таможенных документов должны быть снабжены надписями на рус. и кит. яз.; официальная переписка между таможнями должна вестись по-русски, а при необходимости на документах размещается параллельный кит. перевод (на кит. документах – рус.) (ст. 14). Досмотр товаров и исчисление пошлин, как правило, производятся поочередно должностными лицами рус. и кит. таможен, но если того требуют обстоятельства, то таможенники работают одновременно и совместно (ст. 33). При досмотре пассажиров и багажа, следующих из Китая в Россию, работают рус. таможенники в присутствии кит. чиновника, а из России в Китай – наоборот (ст. 65).
Взаимоотношения должностных лиц рос. таможенного ведомства с купечеством в Заб. во многом типичны и являются частным случаем общей картины для всей страны. Еще до образования таможен, в период существования Сретенского таможенного надзора, в 1900 власти приняли решение об организации в районе Сретенска складских и досмотровых площадей в неудобном с точки зрения логистики месте, к тому же возведение строений должно было быть осуществлено на средства местных торговцев чаем. Причем земля под застройку облагалась арендной платой, в 12,5 раза превышающей обычную. Возник конфликт интересов, преодолеть к-рый законопослушные торговые граждане Сретенска стремились объяснением ошибочности действий властей, предлагая создать Общественное городовое управление с возложением на него ответственности по всему комплексу вопросов. В Инструкции таможенным досмотрщикам Маньчж. таможенной за-ставы предписывалось с провозителями, купцами и др. пассажирами обращаться вежливо, не входить в пререкания и не делать никому напрасных затруднений или остановок; вещи и товары досматривать осторожно, чтобы ничего не повредить, не испачкать и не перемять. Купеческие старшины Кяхты пользовались у таможни определенным доверием. Они выдавали кит. купцам из г. Маймачэн билеты, к-рые позволяли последним без составления фактур напрямую направлять чай и др. подакцизные и облагаемые пошлиной товары на таможенную половину гостиного двора, минуя купеческую (для кяхтинских купцов этот способ ускоренного таможенного оформления распространялся только на кирпичные чаи). Статистические сведения о товарах, не подлежащих таможенному контролю, в Кяхтинской таможне включались в отчетные документы со слов купеческих старшин. Существовала разная таможенная ответственность за товары, ввезенные в Рос¬сию и вывезенные. Так, товары, перемещенные в Китай, минуя таможенные учреждения, кроме запрещенных примечанием к ст. 943 Таможенного Устава, задержанию не подлежали. Взаимоотношения таможни и таможенников с представителями др. рос. ведомств в Заб. отражены в большом кол-ве разноплановых документов и касаются утверждения местоположения, структуры, штатов, персональных назначений чиновников таможенных учреждений, должностных окладов, снабжения, обмундирования, воору¬жения. В них фигурируют Министерство финансов и его департаменты, канцелярия приамурского генерал-губернатора и др. гос. структуры, включая адм. населенных пунктов, полицию. Непосредственный контакт при борьбе с провозом контрабанды вне расположения таможенных учреждений был установлен с представителями Военного министерства, ЗКВ, пограничной и корчемной стражей. В Инструкции для несения службы пограничного надзора сотнями Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи, командированными на усиление охраны участков гос. границы в Заб. и Приморской обл. (в Южно-Уссурийском кр.) сообщалось, что для разъяснения недоразумений и сомнений, встречаемых чинами пограничной стражи при несении службы по пограничному надзору, им следует обращаться к надзирателям таможенных постов и высшему таможенному начальству; чины же таможенного ведомства, как и чины сотен, должны оказывать содействие одни другим, помня, что они служат общему делу государеву – охране границы. Взаимоотношения работников таможенных учреждений с местным населением и транзитными пассажирами были многоплановыми, начиная с комплектования штата таможен, таможенных застав и постов служащими, досмотрщиками и стражниками, происходившими из разных слоев населения, в т. ч. крестьян и ремесленников. Первый пункт инструкции, созданной для таможенных дос-мотрщиков Маньчж. таможенной заставы С. Н. Хмелевским, предписывал являться на службу в форменной одежде и в назначенное время, быть в трезвом виде и без разрешения не отлучаться, а также не требовать и не принимать никаких подарков по службе ни деньгами, ни вещами и др. Особенно сложные отношения с местным населением возникали, когда таможня пресекала контрабандное перемещение на тер. России алкоголя, производимого вдоль гос. границы по р. Амур, на КВЖД и в др. местах. Заб. казаки приезжали в монг. г. Хайлар и вывозили оттуда водку в Нерчинск и Сретенск. Казаки были недовольны тем, что их привлекали к таможенной охране; они объединялись в вооруженные отряды и охраняли контрабандистов-спиртоносов, оказывая сопротивление таможенным и полицейским чинам. Нач. Приамурского таможенного окр. 20.1.1910 сообщал, что казаки всего побережья р. Амур крайне враждебно настроены по отношению к чинам таможенного ведомства. Таможенников избивали, грозили сжечь вместе с помещением таможенного поста. Досмотрщики Покровской и Борзянской застав Белянинов и Автошонов были убиты. Приамурский генерал-губернатор П. Ф. Унтербергер писал амурскому губернатору о противодействии казаков чинам таможенных застав в деле преследования контрабанды. В 1910 гос. и таможенная граница не являлась непреодолимым препятствием для населения, проживающего по обе ее стороны. Бытовавшая практика перехода в сопредельное гос-во вне пунктов таможенного контроля с хоз. целями (заготовка дров, сена, охота, выпас скота и т. п.) не пресекалась и не ограничивалась таможнями. Имелись ограничения в отношении поиска и изъятия контрабанды в жилых помещениях приграничных сел. Местное население вступало в отношения с таможней и по др. вопросам. Так, казак Е. Портнягин обжаловал действия Маньчж. таможни, взыскавшей с него пошлину при получении посылки из-за границы. Однако действия таможни были признаны правильными, при этом были рассмотрены варианты действий, к-рые по закону должен был предпринять истец. Пассажиры, проезжавшие по КВЖД, подвергались таможенному досмотру в установленном порядке. Иногда возникали конфликтные ситуации. Одна из них была связана с необходимостью гражданки Василевской заплатить пошлину за корзину с печатной продукцией, о чем ей было заявлено в Маньчж. таможне; описана в 3 протоколах, датированных 21.10.1909.
Ист.: Полное собрание законов Рос. империи. Собр. III, т. 2: 1882, № 844. – СПб., 1886; Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском кр. и Вост. Сиб. по 1 янв. 1912 г. – СПб., 1912.
Верстка сайта Vesna