«ХОРВАТОВКИ», бумажные денежные знаки – боны Русско-Азиатского банка и КВЖД, находившиеся в обращении в 1919–20. Имели широкое хождение на Маньчж. ветке Заб. ж. д., в полосе отчуждения КВЖД и на Уссурийской ж. д. Активную роль в проекте постройки дороги принял Рус.-Кит. банк (с 1910 – Русско-Азиатский), отд-ния к-рого находились в Чите и Китае. Первая мировая, затем Гражданская войны катастрофически обесценили бумажные деньги царской России, Временного правительства и адмирала А. В. Колчака. Несмотря на огромную массу выпущенных бумажных денег, в рыночном обороте их не хватало. Последнее подкрепление из центра было получено в 1917 в виде 10 млн р. «романовскими». Сумма эта являлась незначительной, и рынок вновь ощутил острый недостаток денежных знаков. Местные торгово-промышленные круги пришли к выводу о необходимости введения в обращение суррогатов. Особое совещание при Харбинской бирже 17.6.1917 предложило банкам продумать техн. возможность выпуска бон или чеков. В связи с этим Русско-Азиатский банк уже в авг. 1917 выпустил в денежный оборот переводные билеты, выполнявшие роль акцептированных чеков. Доверие, к-рым у населения пользовался банк, повысило спрос на эти ценные бумаги, они охотно принимались клиентурой, их брали в платежи кассы всех местных ж.-д. станций. Выписывались бланки на 500, 1000, 2000, 3000 и 5000 р. Пред. правления Русско-Азиатского банка А. И. Путилов, проезжавший в нач. 1918 через Читу и Харбин, согласился с предложением о совместном с КВЖД выпуске банкнот. В сер. того же года в фирме «Американ Банк Ноте Компани» разместили заказ на изготовление бумажных денежных знаков на сумму 20 млн р. Фирма отпечатала купюры в 50 к., 1, 3, 10 и 100 р. на высоком полиграфическом уровне, что давало гарантии их защиты от подделки. Все билеты имели изображение паровоза, тянущего поезд. В Харбинское отд-ние банка боны поступили к кон. 1918. За исключением знака в 50 к., остальные билеты, уже с фабрики имевшие автографы Путилова и управляющего КВЖД генерала Д.Л. Хорвата, в самом Харбине штемпелевались литографским способом подписью гл. отд-ния банка И. К. Пименова, для чего были задействованы 2 грифельные машины. Самая дорогостоящая и ныне очень редкая банкнота в 100 р. помимо указанных 3 факсимильных загрифовок снабжалась собственноручной чернильной подписью кого-либо из 6 доверенных лиц Русско-Азиатского банка: С. О. Волкова, Н. Н. Павлова, Б. М. Попова, М. Ф. Матеуса, С. А. Тюленева или В. В. Химикуса. Им пришлось от руки подписать 120 тыс. экз. 100-рублевых бон. Работа заняла более 2 мес. В приказе по КВЖД от 13.1.1919 указывалось, что боны предназначены к обращению в пределах полосы отчуждения КВЖД наравне с гос. кредитными билетами образцов, выпущенных до 1917 включительно. В народе новые деньги получили назв. «хорватовские», или «хорватовки». Многолюдное собрание представителей торгово-промышленного капитала, состоявшееся в Харбине 18–19.4.1919, разрешило Русско-Азиатскому банку дополнительно выпустить свои боны на сумму в 20 млн р. Спрос на «хорватовские» был большой, но банк выдавал их незначительными партиями, а во 2-й пол. 1919 – лишь по особому разрешению. К сер. 1920 боны КВЖД, постепенно изымавшиеся из оборота, утратили свое значение и перестали интересовать рынок. В янв. 1924, в связи со слухами о возвращении на дорогу генерала Хорвата, вспыхнула усиленная скупка сохранившихся бон в надежде обменять их на валюту.
Категории:
|
Лит.: Погребецкий А. И. Денежное обращение и денежные знаки Д. Вост. за период войны и революции (1914–1924). – Харбин, 1924; Наволочкин Н. Д. Дело о полутора миллионах. – Хабаровск, 1982; Нестеренко Ю. К. С привкусом партизанской вольницы. Деньги. Банки. Золото ДВК. 1917–1925. – Чита, 1999. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna