Категории:
Тибетская медицина

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА. На тер. Заб. Т. м. получила распространение вместе с буддизмом в 16 в. В 1714 в России при императрице Елизавете Петровне буддизм признан гос. религией бурят. С этого времени стали строиться культовые здания – дацаны и др. При дацанах открывались мед. школы (манба). В 1811 основан Агинск. дацан, к-рый в кон. 19 в. был широко известен за пределами Заб. мед., философской и астрологической школами. В Заб. произошел процесс заимствования и слияния нар. бур. и Т. м. Важны исследования М.А. Зензинова, к-рый изучал монг. яз., совместно с ламами предпринимал попытки толкования мед. сочинений на тибет. яз., осваивал диагностику и лекарствоведение Т. м., собирал сведения о лечении и лекарственных свойствах растений тибет. и бур. медицины. Ему было известно 231 лекарственное растение, используемое ламами. Встречаясь с ламами, записывал содержание тибет. книг, делал переводы на рус. яз. Учителями М. А. Зензинова были известные в Бурятии ламы – Ж. Дылгыров, П. Кукшинов, А. Сологов из Цугольской кумирни, Т. Балданов. Видными представителями Т. м. в Заб. были братья А.(Ц.)А. Бадмаев и П.(Ж.)А. Бадмаев.В сер. 19 в. А. А. Бадмаев участвовал в ликвидации эпидемии тифозной горячки в Заб. По рекомендации генерал-губернатора Вост. Сиб. Н. И. Муравьева-Амурского приглашен в Петербург. В 1860 прикомандирован к военно-сухопутному госпиталю Петербурга для знакомства с мед. наукой и практикой. В 1862 царским указом награжден чином коллежского регистратора и назначен «в качестве мед. практика при бурятах в Заб.» с присвоением прав военного врача. В 1873 П. А. Бадмаев основал кабинет Т. м. в Петербурге. В 1860-е под рук. ученого-ламы Агинск. дацана Г. Ж. Дылгырова переведен на монг.-бур. яз. «Чжудши» – основной трактат Т. м. («О системе врачебной науки Тибета»), а П. А. Бадмаев перевел его на рус. яз.

В 1887 для сбора материалов по Т. м. в течение 4 мес по Монголии путешествовал врач Н.В. Кирилов. В 1889 в Вост.-Сиб. отд. ИРГО он сделал доклад «О тибет. медицине бур. лам», опубликованный в том же году. С помощью лам Н. В. Кирилов перевел на рус. яз. 5 гл. мед. «священных» тибет. сочинений и ряд монг. книг. В 1891 вновь отправился в Монголию, в район между Селенгой, Орхоном и Ургой (через Угей-Нор на Эрдэни-Цзу, вблизи развалин Каракорума, вверх по р. Тола в Ургу и Кяхту). В монг. монастырях продолжал изучать лечебные приемы лам. В 1891 в ГО сделал доклад «Современное значение тибет. медицины как части ламайской доктрины», к-рый через год опубликован в Санкт-Петербурге. В работе дана оценка всех главнейших основ Т. м. В кон. 19 в. в Заб. обл. насчитывалось более 1 тыс. лам, в 20 раз больше, чем врачей. Отвергая теорию Т. м. в целом, Н. В. Кирилов подчеркивал, что некоторые тибет. лекарства, как и средства нар. медицины, заслуживают внимательного изучения.

Лит.: Федотов Н. П., Мендрина Г. И. Очерки по истории медицины Сиб. – Томск, 1975; Базарон Э. Г. Очерки тибет. медицины. — Улан-Удэ, 1984.

Малая энциклопедия Забайкалья: Здравоохранение и медицина / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2001. – 630 с.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края