ИЛИМКА-1, жертвенник. Располагается в 3 км к югу от с. Митрофаново Шилкинского р-на, на прав. берегу р. Шилка, в приустьевой части пади Илимка под скальным выходом у юго-зап. подножия сопки. Исследован Верхнеамурской археологической экспедицией под рук. И.И.Кириллова и Е.В.Ковычева в 1983. Обнаружен в скале в небольшой (до 120 см) нише, заполненной грунтом. Выявлено 3 культурных слоя. В слое 1 на глубине 10 см от поверхности расчищено кострище мощностью до 35 см. В его верх. части найден обгоревший предмет из дерева, а на дне, прямо в центре, – продолговатая галька, стоявшая вертикально. На верх. конце гальки нанесена поперечная охристая полоска, придающая ей антропоморфный вид. На расстоянии 4–6 см от гальки также вертикально располагались 4 железные латные пластины с отверстиями по краям. Камень и пластины имели отношение к распространенному у многих сиб. (прежде всего тунгус.) народов культу идола-«минтая», в к-ром, как считалось, пребывала душа умершего предка рода, и к-рый противостоял злым подземным духам, был охранителем семьи и хоз-ва, обеспечивал удачу в охоте и спокойствие в жизни. Защитой этого идола служили железные латные пластины и угли костра, к-рый, по поверьям, обладал очистительной силой. По пластинам слой датирован 1 тыс. н. э. Во слое 2 на глубине 38–40 см от поверхности зафиксированы остатки размытого кострища с многочисленными фрагментами пережженных костей животных. Этот слой отнесен к эпохе бронзы.
Третий слой разделялся на 2 горизонта. В горизонте 1 кострище располагалось в сев. части жертвенника на глубине 45–50 см; в горизонте 2 – в юж. части на глубине 55–60 см. Кострища имели округлую форму, диаметр 25–35 см. Вокруг них обнаружено большое кол-во мелких пережженных костей животных, фрагменты керамики, отщепы из яшмы и халцедона, а также рубящее орудие из крупной гальки. Семантика рубящих орудий в жертвенниках заключается в их оборонительном значении. Предметы являлись оберегами и должны были отвратить злые силы от людей и уберечь их в том или ином деле. Находки датируют слой поздненеолитическим временем (кон. 3 тыс. до н. э.) и имеют аналоги в материалах расположенной рядом стоянки. Раскопки жертвенника позволяют глубже понять мировоззрение древних людей, проследить его эволюцию от неолита до средневековья.
Верстка сайта Vesna