логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Археология /
  • Государственность кочевых народов

Государственность кочевых народов

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ, уровень социального развития. Большинство ученых 19 – нач. 20 в. рассматривали уровень развития кочевых народов как родоплеменной. В то время пользовалась популярностью так называемая завоевательная теория возникновения гос-ва, согласно к-рой генезис политической организации мог осуществляться только вследствие насильственного подчинения одних обществ другими. Кочевым народам в этой теории отведено одно из ключевых мест. Наиболее активно дискуссия о специфике общественных отношений у кочевников велась в сов. ист. лит. Можно выделить 3 периода в дискуссии об общественном строе кочевников-скотоводов. Первый период (1920-е – нач. 1930-х) характеризуется относительной свободой выбора различных подходов. Одни кочевниковеды отрицали классовую природу обществ кочевников, др. – высказывались за наличие у номадов классов, третьи – отстаивали тезис о «племенном гос-ве», четвертые – писали о специфической природе кочевых обществ, основанной на внешнеэксплуататорских отношениях. Второй период (1934 – нач. 1960-х) – время господства теории «кочевого феодализма» (Б.Я. Владимирцов, Н.Н. Козьмин, С.П. Толстов). Причем ряд исследователей рассматривали древних кочевников (хунну) как рабовладельческие общества, тогда как средневековых (тюрки, монголы и др.) как феодальные. В кон. 1950-х обсуждался вопрос о том, что являлось основой феодализма у кочевников – собственность на землю (И.Я. Златкин, Л.П. Потапов и др.) или собственность на скот (С.Е. Толыбеков и В.Ф. Шахматов). Открытия городов Великой Монг. империи на тер. Монголии (Каракорум) и Заб. (Хирхиринский городок, Кондуйский городок) стимулировали изучение гор. культуры и жизни элиты кочевых империй. Третий период (сер. 1960-х – нач. 1990-х) характеризуется некоторым ослаблением вмешательства официальных кругов в сферу науки. Результатом этого стала выработка новых нефеодальных подходов в номадологии. В этот период в отечественном кочевниковедении высказаны 4 основные точки зрения на характер социального строя номадов: 1) предклассовое общество (С.И. Вайнштейн, К.П. Калиновская, В.А. Шнирельман и др.); 2) раннее гос-во (А.М. Хазанов, Е.П. Бунятян, С.Г. Кляшторный, Е.И. Кычанов, А.И. Мартынов, А.И. Першиц и др.); 3) феодализм (И.Я. Златкин, Л.П. Потапов, К.И. Петров, Н.Ц. Мункуев, С.А. Плетнева, В.С. Таскин, Г.А. Федоров-Давыдов и др.); 4) особый номадный (П. Бонт, Г.Е. Марков, Н.Э. Масанов) или экзополитарный (Н.Н. Крадин) способ пр-ва. После 1991 отечественная наука обогатилась новыми идеями (неэволюционистские теории «вождества» и «раннего гос-ва», ист. антропология, мир-системный анализ). В результате появились новые подходы концепция «суперсложного вождества», особого варианта социальной эволюции кочевых обществ. Обсуждается вопрос о формах кочевых империй и путях их ист. трансформации. Среди монг. историков многие годы доминировала теория «кочевого феодализма». В постсоциалистический период она сменилась концепцией «государственности у номадов» и «кочевой цивилизации». В зап. лит. этим проблемам не уделялось значительного внимания. Там более активно обсуждался вопрос о том, какие причины привели к созданию империй номадов. Одни исследователи считают, что кочевые империи возникали как ответ на давление со стороны оседло-земледельческих цивилизаций (О. Латтимор, А.М. Хазанов, Т. Барфилд), др. являются сторонниками автохтонного происхождения государственности (Л. Крэдэр, Н. Ди Космо).

Лит.: Марков Г.Е. Кочевники Азии. – М., 1976; Крадин Н.Н. Кочевые общества. – Владивосток, 1992; Кычанов Е.И. Кочевые гос-ва от гуннов до маньчжуров. – М., 1997; Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. – М., 2006; Васютин С.А., Дашковский П.К. Социально-политическая организация кочевников Центр. Азии поздней древности и раннего средневековья. – Барнаул, 2009.

Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2011. - 368 с.

Крадин Н.Н.
Автор статьи

В этот день 21 ноября

Подписан Кяхтинский договор
В 1727 году подписан Кяхтинский договор о разграничении и торговле между Россией и Китаем
Родилась Г.В.Беспалова
В 1937 году родилась Г.В.Беспалова, засл. метеоролог РФ, почетный работник гидрометеослужбы России
Родилась А.Л.Волкова
В 1902 году родилась А.Л.Волкова, засл. учитель школы РСФСР (1946), общественный деятель, почетный гражданин Читы (1967)
Родился М.Г.Герасимов
В 1907 году родился М.Г.Герасимов, сов. партийный и гос. работник, общественный деятель
Родился М.П.Клочихин
В 1931 году родился М.П.Клочихин, тренер-преподаватель, засл. работник физической культуры и спорта Чит. обл. (1999).
Родился А.А.Куклин
В 1944 году родился А.А.Куклин, гос. советник юстиции 3-го класса, засл. юрист РФ (1996).
Родился М.Н.Овчаров
В 1930 году родился М.Н.Овчаров, организатор c.-х. пр-ва
Родился М.И.Першиков
В 1924 году родился М.И.Першиков, полковник внутренней службы
Родилась М.Г.Тарасенко
В 1918 году родилась М.Г.Тарасенко, засл. врач РСФСР (1967), почетный гражданин Читы (1972)
Родился В.Я.Толмачёв
В 1876 году родился В.Я.Толмачёв, археолог
Родился А.П.Ульзутуев
В 1925 году родился А.П.Ульзутуев, фотокорреспондент
Родился С.П.Яровой
В 1948 году родился С.П.Яровой, засл. тренер РФ по мотогонкам на льду (1997), мастер спорта междунар. класса (1976)
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь