логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Конская упряжь

Конская упряжь

КОНСКАЯ УПРЯЖЬ, предметы и принадлежности, обеспечивающие возможность управления лошадью. Появилась в агинск. степях в 1-м тыс. до н.э. элементы упряжи известны из древних и средневековых погребений. Музейные этнографические коллекции и нар. память свидетельствуют о том, что бур. мастера (дарханы) всегда уделяли большое внимание изготовлению и украшению конского снаряжения. Заказ на седло со стременами или др. элементы упряжи считался для мастера почетным. В верховую входили: узда (хазаар), удила (хазаарай аман), поводья (жолоо), недоуздок (ногто), подгрудник (хударга), седло (эмээл), луки седла (бΥΥргэ), подушка седла (маюуза), тебеньки (дэбэhэн), стремена (дΥрØØ), чепраки (дΥрØØбшэ) – кожаные пластины между седлом и стременем, торока (ганзага) – ремешки у седла для привязывания вьюка, подхвостник (hэмэлдэргэ). Узда – самое древнее средство управления конем, основанное на том, что зубы на ниж. челюсти лошади расположены не сплошным рядом, а с промежутками между клыками и коренными. В этих промежутках и располагаются удила, от к-рых к рукам всадника идут поводья. Простая узда состоит из 3 частей: оголовья (суголовья) из кожаных ремней, металлических удил и трензеля (грызла). Ремни оголовья с помощью различных блях, крючков и пряжек соединены между собой таким образом, чтобы лошадь не могла сбросить удила, а также чтобы они не натирали ей губы и язык. Удила на раннем этапе изготовлялись из сыромятных ремней, затем стали металлическими. Повод (ременной или плетеный) прикреплялся к кольцу удил, проходящему сквозь центр. отверстия псалий или надевавшемуся на них. Бур. седло относится к монг. жесткому типу верховых седел и состоит из деревянного остова (хабтаhан), тебеньков, чепрака и стремян. Изготовлением седел занимались представители разных ремесел: столяры, кузнецы, ювелиры. Качество седла и сбруи, характер их украшений свидетельствовали о степени достатка владельца. Деревянная часть седла составлялась из березовых дощечек – полок продолговатой полуовальной формы, к к-рым прикреплялись 2 луки – передняя почти вертикально, задняя под тупым углом. Детали тщательно подгонялись друг к другу, склеивались и закреплялись кожаными ремешками, продетыми через небольшие просверленные отверстия. Ср. расстояние между луками у мужских седел – ок. 30 см, у женских – 50 см, чтобы женщины могли ездить верхом даже во время беременности. На концах боковых дощечек остова пробуравливались дырочки для тороков, эти места при украшении седла прикрывались металлическими посеребренными бляхами. Открытые части лук и выступающие части опорных дощечек окрашивались в красный цвет и лакировались. Красная краска символизировала древность рода владельца, его молодость и здоровье. Некоторые мастера украшали лицевые стороны лук тонкими серебряными пластинами с чеканными орнаментированными узорами; торцевые края обкладывали костяными пластинками из рогов изюбря, оленя или же закрывали полосками серебряных пластин. Тебеньки изготавливались из 2 слоев хорошо выделанной окрашенной кожи, имели трапециевидную форму с закругленными ниж. краями. Они укреплялись на деревянной основе и висели по обеим сторонам седла. Края тебеньков украшались аппликациями из тонкой кожи зеленого или черного цвета в виде сложных геометрических и растительных узоров. В центре композиции тебеньков агинск. бурят обычно располагался отдельный узор в обрамлении орнамента, повторяющего края изделия. Чепраки шириной 30–40 см и длиной 100–120 см перекликались орнаментальными композициями с тебеньками. Подушки, сделанные из толстого войлока, обтягивали сукном или кожей и прикрепляли к деревянной основе по 2 с каждой стороны круглыми серебряными бляхами (баабар).

Лит.: Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991; Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. – Улан-Удэ, 1993; Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.

Батуева М.Б.
Автор статьи
Будажапова Д.Н.
Автор статьи

В этот день 22 ноября

Родился В.Т.Бусоедов
В 1943 году родился В.Т.Бусоедов, врач
Родилась Е.Н.Ермакова
В 1924 году родилась Е.Н.Ермакова, нотариус, засл. юрист РСФСР (1978).
Родилась Н.И.Ковальская
В 1933 году родилась Н.И.Ковальская, общественный деятель, почетный гражданин Читы (1983).
Родился М.В.Константинов
В 1948 году родился М.В.Константинов, археолог, докт. ист. наук (1995), профессор (1998), акад. Акад. гуманитарных наук (1996), засл. работник ВШ (1998), почетный гражданин Читы (2001), почетный гражданин с. Красный Чикой (2003).
Родился С.Н.Самойлов
В 1955 родился С.Н.Самойлов, гос., общественный деятель, канд. юр. наук, канд. экон. наук.
Родился Д.Э.Селютин
В 1961 году родился Д.Э.Селютин, экономист, канд. экон. наук
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь