логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Буддийский пантетон божеств

Буддийский пантетон божеств

БУДДИЙСКИЙ ПАНТЕОН БОЖЕСТВ, имеет в своей основе мифологию ваджраяны, где наблюдается четкая иерархия. Самый высокий ранг образуют будды. Всякое живое существо, достигшее просветления и перешедшее из мира сансары в мир нирваны, становится буддой. Будд неисчислимое кол-во, они перерождаются во всех мирах и во всех временных периодах. Первоначальный будда – Абсолют – Адибудда (Ваджрадхара, Ваджрасаттва, Самантабхадра) соединяет в себе всю природу будд, богов и духов и символизирует единство женского и мужского начал вселенной. Адибудда поpождает из себя дхьяни-будд, будд напpавлений – это вселенские сущности, воплощающие все миpоздание. Центp. дхьяни-будда – Вайpочана (свеpкающий) – обитает в высшем миpе Акаништха. Вост. – Акшобхья (невозмутимый) – владыка вост. pая. Юж. – Ратнасамбхава (тот, из кого возникают дpагоценности). Зап. – Амитабха (неизмеpимый свет) – владыка зап. pая Сукхавати. Сев. – Амогасидхи (неизменно удачливый). Воплощением его станет Майтpейя – будда гpядущего. Дхьяни – будды (будды созерцания) проявляются в мире в форме богов или земных будд. Земные будды – будда Шакья-Муни, его ученики, святые философы – Hагаpджуна, Падмасамбхава, Атиша, Цзонхава, далай-ламы. Тысяча будд должны прийти в течение этого миpового пеpиода – кальпы (58 млрд лет). Важное место в пантеоне занимает культ божеств – покровителей. Идамы, йидамы («желанные боги»), боги-покровители тех или иных разделов учения, могут быть милостивыми, полугневными и гневными. Гнев идамов направлен на то, что мешает достижению просветления: невежество, ложные устремления, негативные эмоции, и на людей, мешающих другим на пути совершенствования. Созерцание идама и отождествление себя с ним способствуют достижению просветления. Наиболее известные идамы: самвара (дэмчог) – божество-покровитель Алханая, Калачакра, Ямантака, Хаягрива. Следующий ранг пантеона – бодхисаттвы (тот, чья сущность просветление), те, кто достиг просветления, но отказался уйти в нирвану, пока остается хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении. Число бодхисаттв бесконечно. Наиболее популярные бодхисаттвы: Авалокитешваpа (бог, смотрящий вниз) – символ сострадания и милосердия, его воплощением являются все далай-ламы; Манчжушpи – бог мудрости, его воплощением считают реформатора Цзонхаву. Гневная ипостась Манчжушpи-Ваджpапани (рука, держащая ваджpу) – символ силы, позволяющей преодолеть невежество. Но Манчжушpи – символ постепенного обретения мудрости, а Ваджpапани – символ мгновенного озарения. Различие 2 путей подчеркивается их обликом (мирный и гневный) и атрибутами (книга и ваджpа). Тара-спасительница – бодхисаттва сострадания. Родилась из слезы Авалокитешваpы, когда тот оплакивал страдания мира. Таpа имеет 21 форму как милостивых, так и гневных женских божеств. Дакини – воздушные духи – женские божества. Многие дакини – женские ипостаси мужских божеств. Изображения дакини богаты символами смерти, что должно напоминать о неотвратимости кончины и необходимости ежедневного совершения благих поступков. Дхармапалы (докшиты) – хранители учения. Несмотря на свой страшный облик, они враждебны только по отношению к грешникам, а для благочестивых людей они могучие защитники. Самые известные дхармапалы: Хаягрива, Яма, Махакала, Бегдзе, Лхамо. Лхамо – покровительница гл. буд. монастыря в России – Иволгинского дацана и столицы Тибета – Лхасы, и, вместе с Ямантакой, – школы гелугпа. Ниж. ступень в пантеоне занимают локапалы – хранители сторон света и божества различных священных мест.

Лит.: Мифы народов мира. – М., 1991. – Т. 1; Буддизм: словарь. – М., 1992.

Степакина Е.А.
Автор статьи

В этот день 5 декабря

Родился Д.-Д.Б.Базаров
В 1932 году родился Д.-Д.Б.Базаров, ученый, геолог, канд. геол.-мин. наук
Родилась Е.Ф.Блинова
В 1909 году родилась Е.Ф.Блинова, засл. врач РСФСР (1949).
Родилась Т.Т.Булгакова
В 1935 году родилась Т.Т.Булгакова, ученый-агроном, засл. работник с. х. РСФСР.
Родился Н.И.Верхотуров
В 1863 году родился Н.И.Верхотуров, художник-живописец.
Родился Ю.А.Витковский
В 1956 году родился Ю.А.Витковский, докт. мед. наук (1997), профессор.
Родился Н.Д.Доржиев
В 1924 году родился Н.Д.Доржиев, организатор с.-х. пр-ва, засл. зоотехник РСФСР (1978), почетный гражданин Агинск. Бур. авт. окр. (1986).
Образован Забайкальский областной попечительный о тюрьмах комитет
В 1855 году образован Забайкальский областной попечительный о тюрьмах комитет
Родился Н.И.Кокшаров
В 1818 году родился Н.И.Кокшаров, минералог-кристаллограф, ординарный акад. Петербургской АН
Родился А.В.Котцов
В 1912 году родился А.В.Котцов, Герой Сов. Союза
Родился В.С.Салихов
В 1941 году родился В.С.Салихов, докт. геол.-мин. наук (1996), профессор
Родился Н.М.Санковский
В 1854 году родился Н.М.Санковский, революционный народник
Родился М.И.Хилков
В 1834 году родился М.И.Хилков, гос. деятель, специалист в области стр-ва и эксплуатации ж.д.
Родилась Ц.Ц.Цыбенова
В 1922 году родилась Ц.Ц.Цыбенова, окулист, засл. врач РСФСР, почетный гражданин Агинск. Бур. авт. окр.
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь