ПАНМОНГОЛИЗМ, идея гос. объединения монголоязычных народов. Термин, изначально означавший угрозу европейской цивилизации с вост., введен в оборот поэтом В. Соловьевым («Повесть об антихристе», 1900). После революции 1905–07 идеи П. разрабатывались получившими европейское образование представителями бур. интеллигенции М.Н. Богдановым, Ц.Ж. Жамцарано, Б.Б. Барадийном. Предполагалось реформирование монг. письменности, результатом к-рой стало бы появление бур.-монг. алфавита (Ц.Ж. Жамцарано), перевод бур. письменности на латиницу (Б.Б. Барадийн). В этот период идеи П. не встречали препятствий у официальных властей, что было вызвано внешнеполитическими интересами Рос. империи на Д. Вост. В самой Монголии П. рассматривался в контексте национально-освободительного движения против Китая и предполагал объединение внешней и внутренней Монголии. Возможность воплощения концепции П. возникла во время Октябрьской революции и гражданской войны. В рамках идей П. действовал Р.Ф. Унгерн, фактически ставший диктатором в Монголии в 1921. В период забайкальской белой государственности при поддержке Г.М. Семенова в 1919 в Чите состоялась 1-я панмонгольская конф., где присутствовали представители монголов внутренней Монголии, бурят, баргутов (см. Агинский аймак). Конференция приняла конституцию и избрала правительство Великой Монголии, к-рая должна была включать внутреннюю и внешнюю Монголию, Баргу и земли заб. бурят, столицей определялся г. Хайлар. От имени временного правительства и гл. нового гос-ва (избран Нэйсе-гэгэн) были написаны 2 декларации, в к-рых обосновывалось создание нового гос-ва. Негласную поддержку движению П. оказывала Япония, надеявшаяся на создание марионеточного гос-ва. Летом 1919 на 2-й панмонгольской конф. было решено отправить в Европу монг. делегацию для пропаганды идеи независимой Монголии. Однако ни одна страна не признала новое гос-во. В это время идеология П. развивалась бур. ученым Э.-Д. Ринчино. Он, разграничивая термины «П.» и «Паназиатство», высказывался за формирование монг. гос-ва на тер., населенных монг. народами. В 1920-х он определял Монголию как страну, «лежащую между СССР, кит. Туркестаном, собственным Китаем и Маньчжурией». В 1920-х идеи П. не встречали сопротивления у сов. власти, рассчитывающей использовать их в контексте «экспорта революции» на вост. Теоретики П. Ц. Ж. Жамцарано, Э.-Д. Ринчино занимали должности в правительстве Монголии. В 1930-х возникла напряженность на Д. Вост. в связи с экспансией Японии в сев.-вост. Китае. Из-за опасений использования Японией идей П. для создания подконтрольного ей гос-ва у границ СССР П. был объявлен националистическим, антисоветским учением, бур. ученые репрессированы. В наст. время под П. понимается культурное взаимодействие монг. народов.
Категории:
|
Лит.: Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001; Скрынникова Т. Д., Батомункуев С. Д., Варнавский П. К. Бур. этничность в контексте социокультурной модернизации (сов. период). – Улан-Удэ, 2004. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna