логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Филология /
  • Эвенкийский фольклор

Эвенкийский фольклор

ЭВЕНКИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР, устное творчество одного из малочисленных народов Сиб. Старое назв. эвенков – тунгусы. Принадлежат к тунгусо-маньчж. группе алтайской языковой семьи. Разбросаны на огромной тер. – от р. Лены до Охотского побережья. Исследователи (М.Г. Воскобойников и др.) делят их на зап., вост. и заб. Места проживания эвенков в Заб. – сев. р-ны Бурятии и Чит. обл. (по рр. Тунгир, Олекма, Витим). Фольклор – основа их духовной культуры – имеет ярко выраженный национальный характер. Отражает мировоззрение, обычаи, обряды, этические нормы, таежный быт его носителей – охотников, рыболовов, оленеводов. Формировался на ранних стадиях родовых отношений у их прапредков и на последующих этапах социально-ист. развития вплоть до наст. времени. Основные жанры Э. ф.: сказка (нимнигакин) (о животных, волшебная, героическая, бытовая, детская, новая); героический эпос (улгур); предание (улгурил); заговор, заклинание; песня (песня-пляска (икэвун), песня-импровизация (хэгэвун), песня с устойчивым текстом (давлавун)); загадка (нэнэвкэ); считалка (тангивка); пословица (гунмэк); шаманское песнопение (саман нимниганин). Произведения отдельных жанров Э. ф. (волшебных сказок, героических сказаний, преданий) доносят очень древние мифологические воззрения человека на окружающий мир: о возникновении светил, о трехсферном строении мира (трехмирии), о появлении растений и животных, о рождении первопредков (брата и сестры) и т.п. По мнению исследователей, многие мифологические сюжеты, известные эвенкам, испытали влияние дотунгусских аборигенных групп, а также взаимно обогащались сюжетами из фольклора тюрко-монг. и угро-самодийских народностей. Все традиционные жанры Э. ф. обладают чертами типологиче¬ской общности с соответствующими жанрами мирового фольклора, но отличаются явной архаичностью. Многие сказки о животных (зафиксировано более 100 сюжетов) являются этиологическими – объясняют черты внешних отличий разных животных, их повадки, взаимоотношения в природе: «Как красные лисицы появились», «Почему медведи зимой в берлогу залегают», «Отчего у глухарей, куропаток, рябчиков глаза красные, а у сов ноги мохнатые», «Откуда комар, мошка и овод взялись» и т.п. В волшебных, героических, бытовых сказках сохраняются анимистические, тотемические воззрения, вера в магию, оборотничество, повествуется о подвигах богатырей, о борьбе за обладание огнем, борьбе со злыми духами (авааси), чужеродцами, разбойниками (чангитами) и пр. По своему содержанию, по всем формообразующим признакам, сугубо архаическим, истинно родовым, является и героический эпос эвенков («Куладай», «Кирекан», «Ятэкэ»), особенно насыщенный мифологическими мотивами, образами и разными ист. напластованиями. Факты древней и недавней истории, социальных и бытовых отношений в сочетании с художественным вымыслом нашли отражение в их традиционных преданиях: топонимических (о происхождении геогр. названий рек, озер, гор, населенных пунктов), ист. (о появлении в Заб. русских, о князьях Гантимуровых, о межродовых столкновениях) и др. Значительное кол-во произведений разных жанров заимствовано эвенками из репертуара ближайших соседей – рус., бурят, якутов. Все они в той или иной степени подверглись творческой переработке, приобрели сугубо национальный характер и стали неотъемлемой частью собственной художественной культуры. Большой вклад в собирание и изучение Э. ф. внесли ученые-филологи, этнографы, учителя – Г.М. Василевич, М.Г. Воскобойников, В.Д. Колесников, О.А. Константинова, Е.П. Лебедева, Т.З. Пушковская, М.Л. Пинегина и др.

Лит.: Материалы эвенк. (тунгус.) фольклора / Сост. Г.М. Василевич. – Л., 1936; Эвенк. сказки / Собраны и обработаны М. Пинегиной. Ред. и вступительная статья С.А. Сергеева. – Чита, 1952; Кто дал эвенкам солнце: Сказки, предания и устные рассказы эвенков / Вступительная статья, запись, перевод и примечания проф. М.Г. Воскобойникова. – Иркутск, 1973.

Левашов В.С.
Автор статьи

В этот день 2 июля

Родилась В.П.Константинова
В 1918 году родилась В.П.Константинова, педагог, краевед, засл. учитель школы РСФСР (1960), почетный гражданин г. Чита (1998)
Родился И.И.Макеев
В 1929 году родился И.И.Макеев, организатор с.-х. пр-ва, почетный гражданин Акшинского р-на.
Родился А.Е.Мартынов
В 1768 году родился А.Е.Мартынов, художник-пейзажист.
Родился Ф.Н.Машечко
В 1944 году родился Ф.Н.Машечко, фотохудожник, засл. работник культуры РСФСР (1986), чл. Союза фотохудожников России (1990).
Родилась З.В.Мошкина
В 1949 году родилась З.В.Мошкина, докт. ист. наук (2000).
Родился А.П.Островский
В 1938 году родился А.П.Островский, рук. гос. службы охраны окружающей среды Ком. природ. ресурсов Чит. обл. (до 2002), действительный чл. (акад.) МАНЭБ.
Родился В.В.Сукнев
В 1893 году родился В.В.Сукнев, врач-чумолог, профессор
Родился А.А.Татуйко
В 1924 году родился А.А.Татуйко, публицист, литературовед, педагог, канд. фил. наук (1956).
Родился Б.В.Худов
В 1929 году родился Б.В.Худов, организатор самодеятельного спортивного туризма, профсоюзный деятель, ст. инструктор пешего и водного туризма (1962)
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь