Категории:
Иудаизм

ИУДАИЗМ, наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тыс. до н.э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы И. верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в к-ром народ выступает как носитель Божественного откровения). Канон священных книг И. включает Тору (Пятикнижие Моисея), книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования, комментарии канона собраны в Талмуде. В И. получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).

Первые религиозные общины евреев в Забайкалье (Чита, Нерчинск, Сретенск, Петровский Завод) появились во 2-й пол. XIX в. Их деятельность определялась Уставом духовных дел иностранных исповеданий и концентрировалась вокруг молитвенных школ и синагог. Согласно Уставу, в городе или селении, где число еврейских домов доходило до 30, разрешалось открыть молитвенную школу, а там, где число таковых было 80, кроме молитвенной школы можно было иметь и синагогу. В 1862 появилась молельня в Чите – деревянный дом, купленный у губернского секретаря Хрисановского. К 1867 она обветшала, и чит. купцы братья Шмуйловичи и Литман Иткин подали прошение о стр-ве новой молельни. Им было отказано, поскольку в Чите в это время насчитывалось всего 46 евреев-домовладельцев, и по закону им была положена только одна молельня. Хотя в 1871 был выстроен новый каменный молельный дом, прихожане не оставляли своих попыток добиться стр-ва второго и обращались к властям по этому вопросу в 1888 и 1903, обосновывая свои прошения чрезмерной стесненностью из-за слишком быстрого роста числа прихожан. В 1890 губернская администрация вынуждена была с учетом требований законодательства переименовать молельный дом в синагогу, в 1908 переселившуюся в новое здание. В Нерчинске молитвенная школа неофициально существовала в 1875–1902. Сретенское еврейское о-во впервые обратилось с прошением об открытии молельни в 1881, официальное же разрешение получило лишь в 1893. В Петровском Заводе еврейское о-во собиралось на празднества еще в 1860-е, официальное открытие молитвенного дома состоялось здесь только в 1911. Молельни имелись также в селениях Усть-Илинском Чит. окр. и Могойтуевском Ундургинской волости.

Управление общиной осуществляло духовное правление, состоявшее из 3 чел.: старосты (габа), толкователя священных книг для разъяснения вопросов, касавшихся богослужения и обрядов веры, и казначея (неймана). Их избирали на 3 года закрытым голосованием из состава самых уважаемых чл. общины, при этом в голосовании принимали участие только те, кто достиг 25-летнего возраста и регулярно платил взносы. Бюджет общины складывался из поступлений за заклание скота, от продажи «вечных» мест в молельни, платы за совершение обрядов венчания и имянаречения и добровольных пожертвований состоятельных общинников деньгами, вещами, книгами.

Религиозная жизнь евреев Заб. имела ряд специфических черт, отличавших ее от жизни иудеев «черты оседлости». Здесь почти не было раввинов, обладавших глубоким знанием еврейского закона и искушенных в тонкостях обрядовой стороны. Так, единственным на всю тер. Заб. вплоть до нач. XX в. был читинский раввин – К. Шмеркович, выполнявший свои обязанности в течение 2 сроков в 1879–85. После него, в связи с невозможностью иметь профессионального священнослужителя, эти функции перешли к светски образованно-му человеку, канд. естественных наук Л. Шергову (1910–13). Остро ощущалась также нехватка меламедов (учителей еврейской начальной школы), шохетов (резников, совершающих убой скота и птицы в соответствии с кашрутом), канторов (синагогальных певцов). Еще одна особенность – отсутствие той набожности, к-рая была так характерна для евреев «черты оседлости». Сказывалось влияние двух факторов: недостатка сплачивающего начала общины – религии (внутренний) и во многом толерантной окружающей этнической среды региона (внешний).

На рубеже XIX–XX вв. стала все более явной тяга к открытию еврейских учеб. заведений. В Чите такое уч-ще открылось в 1912, срок обучения в нем равнялся 4 годам. Помимо общеобразовательных предметов (рус. яз., арифметики, письма) преподавались специальные – законы еврейской веры, древнееврейский яз., Библия и еврейская история. В уч-ще обучалось 60 учеников в возрасте от 7 до 14 лет, родители к-рых должны были платить за обучение 48 р. в год. Бедные от оплаты освобождались. В Сретенске существовало двухклассное уч-ще, открытое на средства купцов Андоверовых. Попытки открыть школы для еврейских детей предпринимались в Петровском Заводе и в Нерчинске. Всего же в Заб. обл. насчитывалось 11 хедеров, где обучались 164 ученика. Кроме учеб. заведений, при еврейских общинах существовали и богадельни, в помощь бедным евреям и кантонистам (см. Общество помощи бедным евреям).

После установления Сов. власти еврейская община Заб. постепенно потеряла свои прежние религиозные и просветительские функции, здания молитвенных домов и синагог перешли в собственность гос-ва. Возрождение И. в крае началось в 1990-е. В Чит. обл. было зарегистрировано 4 религиозных организации иудеев. Наибольшее влияние среди них имеет Чит. «Еврейская община», с 1999 входящая в Федерацию Еврейских Общин России, пред. Б. Л. Еремин (с 2004). Еврейская община существует и в Сретенске, число ее членов составляет ок. 100 чел.

Ист.: ГАЧО, ф. 1, оп. 1, д. 1354, 7690, 16613; ф. 6, оп. 1, д. 306; ф. 137, оп. 1, д. 64.

Лит.: Попов А. И. Город Чита. – Чита, 1907; Кальмина Л. В., Курас Л. В. Еврейская община в Зап. Заб. (1860-е – февр. 1917 г.). – Улан-Удэ, 1999; Рос. энцикл. словарь / Гл. ред. А. М. Прохорова. – М., 2001. – Кн. 1; Лобанов В. Г. Старая Чита. – Чита, 2001; Кальмина Л. В. Евреи Вост. Сиб.: «духовная тер.» (сер. XIX в. – 1917 г.). – Красноярск, 2002; Жуков А. В., Янков А. Г., Баринов А. О., Дроботушенко А. В. Современная религиозная ситуация в Вост. Заб. – Чита, 2003.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края