ЧИКОЙСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Располагался на границе Китая, Верхнеудинского и Троицкосавского окр. Заб. обл. (ныне тер. Красночикойского р-на в 8 км от с. Урлук). Ближайший крупный населенный пункт в 138 км – пограничная слобода Кяхта. Монастырь находился на склоне сопки, в 4,2 км от р. Чикой. Строения обители возводились по искусственным террасам, находившимся одна над другой. Для предохранения созданных ровных площадок от осыпания по краям их укрепляли каменными кладками. На наиболее крутых участках (подъемах) сооружались деревянные или каменные лестницы. Основан в 1826 как заштатная пустынь В. Ф. Надежиным (1-й настоятель, в монашество пострижен с именем Варлаам). С 1836 – заштатный монастырь. В обители разновременно действовали 3 храма. Во имя Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна возведен в 1830 из часовни, позже обновлен в честь иконы Божией Матери Споручницы грешных. Соборный во имя Иоанна Предтечи строился в 1837–41. Во имя Преподобного Варлаама, Киево-Печерского Чудотворца находился над кельей основателя монастыря игумена Варлаама (см. Варлаам Чикойский). Церковь во имя Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона (1890) располагалась в скиту при Ямаровских минеральных водах в 213 км от монастыря. Имелись часовни во имя Св. Преподобного Андрея Критского и во имя Святителя и Чудотворца Николая, постройки бытового назначения: настоятельский корпус, кельи для братии, гостиница для приезжих, трапезная, кухня, амбары, скотный двор. Воду добывали из колодцев, отапливаемых в зимнее время, или использовали сточную, после дождя, для чего были вырыты колодцы и устроена система дамб. Все постройки были обнесены деревянной оградой. Монашествующие и послушники занимались хлебопашеством, скотоводством, в небольшом объеме рыболовством. Число обитателей монастыря во все годы его существования оставалось незначительным. Обитель владела наибольшими, по сравнению с др. православными монастырями края, земельными угодьями, в кон. XIX в. – более 800 га. Монастырь обладал самым крупным неприкосновенным капиталом – до 50 000 р. Братия занималась миссионерской и просветительской деятельностью. Известны случаи крещения коренных жителей края – бурят. При монастыре работала школа грамоты. Обитель часто посещали епархиальные архиереи. В 1915 монастырь перенесли к Староселенгинскому собору. В чикойской тайге располагалась заштатная пустынь, просуществовавшая до 1-й пол. 1920-х. В 1927 умер последний монах, в 1930 монастырь уничтожен.
Категории:
|
Лит.: Филимонов А. В. Чикойский монастырь (ист.-археол. исследование) // Иннокентьевские чтения. – Чита, 1998; Дроботушенко Е. В., Филимонов А. В. Василий Надежин – подвижник веры и образования // Роль интеллигенции в духовном развитии о-ва. – Чита, 1999; Косых В. И. Заб. епархия накануне и в годы 1-й рос. революции. – Чита, 1999; Дроботушенко Е. В. Православные монастыри Заб. во 2-й пол. XIX–XX в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. – Чита, 2001; Косых В. И. Церковно-монастырское рыболовство в епархии Вост. Сиб. в кон. XIX – нач. XX в. // Действующая структура. Проблемы формирования гуманитарной среды: Науч. альманах. – Чита, 2002. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna