Категории:
Цам. Фото О.В.Кузнецов
Цам

ЦАМ, религиозная мистерия, совершавшаяся ежегодно в буддистских монастырях (дацанах) Заб., Монголии и Тибета. Истоки связаны с добуддистскими шаманскими ритуальными практиками Центр. Азии. Изображения – прототипы масок Ц. встречаются в петроглифах Центр. Азии, относящихся к эпохе неолита и бронзовому веку. Древний шаманский комплекс был включен в буддистский ритуал Падмасамбхавой, к-рый помогал превращать местных божеств и духов в защитников буддизма. В связи с распространением буддизма на тер. Монголии и Заб. Ц. превратился в одну из основных буддистских религиозных мистерий. В Заб. каждый дацан имел свой набор масок, костюмов, музыкальных инструментов. Мистерия совершалась во дворе монастыря. Известны несколько видов Ц.: разговорный, с многочисленными диалогами и импровизациями, когда актеры-ламы обращались к зрителям и вели себя в соответствии с их реакцией; Ц.-пантомима; Ц. с участием 4–5 или 108 чел. (сакральное число в буддизме); Ц., посвященный какому-либо персонажу и событию буддистской истории и мифологии. Исполнять его могли лишь прошедшие посвящение монахи, незначительные роли доверялись монастырским послушникам. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии Ц. в монастырях шли специальные службы: исполнители ролей богов буддистского пантеона погружались в медитацию, идентифицируя себя с соответствующими божествами. Мистерия Ц. выполняла несколько функций и в каждой школе имела свою цель: как средство, ведущее к просветлению; как способ умиротворения и нейтрализации злых духов, чтобы наступающий год прошел благополучно для проводящего Ц. коллектива людей; как подготовка к тому, что ожидает человека после смерти в период его пребывания в состоянии бардо. Основное содержание мистерии Ц. – история о том, как тибетский царь Лангдарма в VIII в. попытался уничтожить буддизм в Тибете, но потерпел неудачу, будучи убит монахом Палчжи-дорчжэ. Основными элементами мистерии являются: танец с мечами, к-рый исполняют миряне; танец черных шапок, в к-ром участвуют 13, 17, 21 или 23 танцора; танец с барабанами; танец скелетов – «божеств кладбищ»; танец зверей (птицы, оленя, яка, льва) и танец стражей сторон света, в к-ром участвуют 4 или 8 чел. Кульминацией Ц. является умерщвление линга. Если это изображение на бумаге, то его сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей, в соответствии с архаичным представлением о кол-ве частей жертвенного животного. В предновогодней мистерии в 1-й день праздника производится ритуал убийства линга, к-рый в этом случае олицетворяется противником буддизма Лангдармой либо министром Машангой (VIII в.), во 2-й день линга во время возлияния вина в горшок с кипящим маслом сжигается лист бумаги с антропоморфным изображением. Персонажами мистерии Ц. являются быкоголовый Чойчжал (Эрлик-Хан), Махакала, Жамсаран, гневные защитники веры докшиты, а также Саган Убгэн (Белый старец), гл. всех земных духов – эзынов. В дацанах Заб. исполнение мистерии Ц. приурочено к летним праздникам, в т.ч. к празднованию Майдари-Хурала (Круговращение Майдари) – основного летнего праздника буддистов.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края