ТАНКА, буддийская икона. Выполняется на грунтованном полотне минеральными красками с использованием сусального или порошкового золота. Полотно может храниться в виде свитка. Считается, что 1-е Т. появились при жизни Будды Шакьямуни в VI в. до н. э. С XI в. традиции Т. развились в тибет. монастырях. История бур. Т. начинается с появления в Заб. буддийских храмов в сер. XVIII в. Т. создается по строгим канонам, предполагающим изображения Будд, бодхисаттв, дхармапал (защитников веры), богинь, лам, сансары (колеса жизни), а также сюжетов, раскрывающих положения вероучения о грехах и добродетелях, о карме – законе возмездия и т.д. Бур. художники-иконографы часто обращались к теме «райской земли» и к изображению «Сандалового Будды». В большинстве случаев бур. Т. являются копиями серийных икон из тибет. и монг. буддийских центров, но в своих лучших образцах отличаются разнообразием колорита и гармоничностью тонов в общем строе цветовой композиции. Оригинальные Т. выполнены в форме аппликации из полихромных кусков шелка с инкрустацией жемчугом, кораллами и полудрагоценными камнями. Старинные бур. Т., как правило, безымянны. В XX в. Т. создавали иконописцы Ж.Ж.Цыбенов, Д. Дондоков, Ц. Дашицыренов, Н. Дондокова, Н. Дудко, Б. Дугаров, А. Качаров.
Категории:
|
Лит.: Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. Ист. сюжеты в иконографии Агинск. дацана. – М., 1975; Иконография Ваджраяны. – М., 2003; Герасимова К. М. Теория и практика буддийской художественной культуры Центр. Азии // Ист.-культурное и природ. наследие: проблемы сохранения, трансляции и подготовки кадров. – Улан-Удэ, 2004; Дондокова Я. Б. Бур. буддийская иконопись: история и современность // Там же. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna