Категории:
Обновленческое движение

ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. В бурятском ламаизме появилось в кон. XIX – нач. XX в. в среде национальной демократической интеллигенции и части буддийского духовенства, стоявшего на реформаторских позициях, как реакция на политику насильственной ассимиляции, русификации и христианизации, проводившуюся рус. самодержавием, и было тесно связано с национальным движением бур. народа. О. д. в Бурятии предшествовало аналогичное движение в монг. ламаизме. И нойонство, и ламство поделились на консерваторов и обновленцев. Первые выступали за сохранение традиционного уклада жизни и сложившихся форм религии, 2-е приветствовали грядущие перемены в общественной жизни, жаждали в связи с ними определенных идеологических свобод и мечтали обновить ламаизм, «очистив» от языческой обрядности, перестроив его адм. структуру и приспособив ее к буржуазным порядкам. Лидерами обновленчества стали представители передовой бур. интеллигенции: ученые Ц.Ж.Жамцарано, Г.Ц.Цыбиков, Б.Б.Барадийн, М.Н.Богданов, врач С. Цыбиктаров, деятели культуры Д. Сампилон, Э.-Д.Ринчино. Из высшего ламства к идеологам обновленчества принадлежали А.Доржиев, состоявший в личном штате далай-ламы, и хамбо-лама Ч. Иролтуев. Предложенная ими программа обновления ламаизма состояла в отказе от примитивной ламаистской практики и суеверий, возвращении к «философскому» буддизму, к-рый проповедовал Будда, и переименовании ламаистов в буддистов, в установлении точек соприкосновения буддизма и современной европейской науки, что позволило бы перевести ламаизм из ранга религии в явление национальной культуры и науки (по определению Ц. Жамцарано, «убежище национального духа», «национальной индивидуальности и солидарности»). Предполагалось пересмотреть «Положение о буддийском духовенстве 1853» и реформировать церковное управление, построить новые дацаны, не ограничивать штаты духовенства, разрешить свободное проживание мирян в монастырях, открывать богословские школы всех разрядов в любом кол-ве, ввозить из-за границы оборудование для типографий, ксилографические доски, тексты и т.д. и печатать богословскую лит. на местах. А. Доржиев в своих выступлениях на духовных съездах неоднократно подчеркивал, что «буддизм есть прежде всего религия атеистическая», что он возник как «учение об освобождении от темноты и невежества путем познания и достижения высшей степени интеллектуального развития». Др. лидер бур. обновленцев, Б. Барадийн, говорил, что, являясь подлинно науч., атеистическим и материалистическим мировоззрением, буддизм «не находится в непримиримом противоречии с современной наукой, в противоположность теистическим религиям с их библией, талмудом, кораном и т.д.». О. д. ставило перед собой следующие цели: очищение буддизма от грубых суеверий, невежества, шарлатанства, корыстолюбия, стяжательства и др. негативных явлений, получивших распространение среди буддийского духовенства; повышение культурного, образовательного и профессионального уровня лам; восстановление «первоначальной чистоты» религиозно-философского учения Будды, возрождение идеалов и нравственных норм раннего буддизма; упрощение ламаистской обрядности и использование в проповедях более понятного для верующих бурят монг. (а не канонического тибет.) яз.; синтез буддийских духовных ценностей с достижениями зап. науки, культуры и техники; превращение монастырей в центры просвещения и образования, содействующие возрождению и развитию культуры бурят и т.д. В О. д. можно выделить три основных этапа: 1) до 1920, когда О. д. развивалось в русле национального движения бурят за «культурную автономию» и в основе носило культурно-просветительный характер; тогда «обновленцам» не удалось сломить сопротивление противников реформ в ламаизме и добиться законодательного закрепления новаций в церковной организации; 2) период после установления в Бурятии Сов. вл. (1920–23) и до кон. 1930-х, когда «обновленцы» добились кодификации реформ на съездах монахов и верующих-мирян в 1922, 1925, 1927 и приступили к их практической реализации; хотя О. д. развивалось на принципах лояльности Сов. вл., пропагандируя идеи общности между буддизмом и марксизмом, оно было жестоко подавлено в кон. 1930-х и уничтожено вместе со всей ламаистской церковью; 3) послевоенный период, когда происходит восстановление ламаистской церкви на законодательном и идеологическом принципах О. д., закрепленных в ныне действующем Уставе ЦДУБ.

Лит.: Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Заб. в XIX и в нач. XX в. – Улан-Удэ, 1957; Герасимова К. М. Обновленческое движение бур. ламаистского духовенства (1917–1930 гг.). – Улан-Удэ, 1964; Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л. Традиция и модернизация в истории ламаизма // Религии мира. – 1983; История и современность. – М., 1983; Буддизм. Словарь. – М., 1992.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края