Категории:
Новогодие

НОВОГОДИЕ, наступление нового года, означающее нач. очередного годичного цикла. Дата Н. определяется характером календарной системы. В РФ по официальному (григорианскому) календарю Н. наступает 1 янв. (в 0 ч). Январское Н. впервые введено в Древнем Риме, в 46 до н. э. Связано с исчислением времени по солнцу, определяется (с некоторым округлением) от дня зимнего солнцестояния – 22 дек., после к-рого начинается увеличение продолжительности дня. В России употребляется с 1700, первоначально в рамках юлианского календаря. В результате перехода от юлианского календаря к григорианскому в 1918 (после 31 янв. определено сразу 14 февр.) начиная с 1919 произошло фактическое смещение Н. на 13 дней. Православная церковь сохранила юлианский календарь и старую позицию Н. В системе григорианского календаря Н. «по старому стилю» приходится на 14 янв. и носит нар. назв. «старый новый год». В РФ 1 янв. является гос. праздником. В Заб. по нар. традиции на новый год в домах устанавливаются «елки». В зап. части области (Хилокский, Петровск-Забайкальский, Красночикойский р-ны) это действительно небольшие ели, в вост. – в силу отсутствия таковых – сосенки. По нар. представлениям, Н. является семейным праздником. До январского начала года в Рус. гос-ве (в т.ч. с сер. XVII в. на тер. Заб.) употреблялось сентябрьское Н., а до 1582 – мартовское Н. Первоначально рус. летоисчисление велось от Сотворения мира, а с 7208 – от Рождества Христова, в связи с чем год (с 1 янв.) стал обозначаться как 1700.

Бур. население Заб., а вслед за ним и широкие круги забайкальцев, отмечает Н., так называемый сагаалган (цагалган), по лунно-солнечному календарю. Определяется оно новолунием. Является переходящим в пределах кон. зимы – нач. весны, согласно смещению лунных фаз по числам солнечного календаря. В предшествующее время (до XIII в.) у монг. кочевников Н. начиналось осенью, в сент. – окт. Сагаалган отмечается в течение месяца, называемого Белым. В сов. время официально замалчивался, но у бурят забыт не был. В новой России наступление сагаалгана приветствуется в посланиях Президента РФ, руководителей области, обл. центра и Агинск. Бур. авт. окр. В Чите и Агинском проводятся большие культурные мероприятия. В Респ. Бурятия сагаалган объявлен выходным днем. Сагаалган определяет наступление нового года, имеющего по вост. традиции обозначение именем животного в 12-летнем цикле (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья), назв. элемента в 5-летнем цикле (дерево, огонь, земля, железо, вода) и назв. цвета (в мужском и женском роде) в 10-летнем цикле (синий, синяя, красный, красная, желтый, желтая, белый, белая, черный, черная). Наступление сагаалгана означает в сознании забайкальцев «полное» наступление нового года. Так, например, 2005 является начальным годом цикла, т.е. годом мыши, дерева, синего цвета в мужском роде.

Заб. татары, исповедующие ислам, знакомы с лунным календарем, по к-рому продолжительность года исчисляется в 354 дня, в связи с чем Н. ежегодно смещается в обратном порядке на 11 дней и приходится последовательно на все месяцы года. Лунный календарь связан с эрой Мухаммеда, начало к-рой соотносится с 622 от Рождества Христова. Новый год носит назв. «День Хиджры». Как праздник лунное Н. не отмечается, более того, 1-е 10 дней нового года у шиитов являются траурными по великомученику Хусейну. Как праздник Н. отмечают в день весеннего равноденствия, по григорианскому календарю – 21 марта. Он оценивается как весеннее начало года и носит назв. «навриз».

Заб. евреи отмечают новый год, называемый Рош Ашонэ, по лунно-солнечному календарю как переходящий праздник в пределах с 4 сент. по 5 окт. Новый год встречают в кругу семьи и друзей, при этом в 1-й день года (1-й тишрей) с появлением 1-й вечерней звезды зажигают свечи. Н. у евреев приходится на день рождения Адама, с к-рого, согласно иудейской вере, начались человеческий род и его история. Еврейская эра от Сотворения мира приходится на 3760 до Рождества Христова.

У заб. эвенков-тунгусов первоначально был лунный календарь. Он состоял из 13 мес, счет вели по частям человеческого тела начиная с головы: 1-й мес – «голова», далее вниз – по лев. части тела (2-й мес – «лев. плечо») до 7-го мес; 7-й мес («последние» суставы пальцев или «когти» лев. руки) знаменовал середину года. Затем по пальцам прав. руки календарь поднимался вверх и оканчивался 13-м мес – «прав. плечо». Под влиянием русских и бурят эвенки перешли к 12-месячному году, к-рый начинался вес¬ной с месяца туран, когда завершался пушной промысел и открывалась охота гоном на лосей и других парнокопытных. Существенное значение имеет следующий месяц – сонкан, в к-рый происходит отел важенок. Ныне этот календарь сохраняется как память об активной кочевой жизни оленеводов.

Лит.: Василевич Г. М. / Эвенки. – Л., 1969; Цыбиков Г. Ц. О Центр. Тибете, Монголии и Бурятии // Избр. тр. – Новосибирск, 1981. – Т. 2; Народы и религии мира. – М., 1998; Ист.-культурный атлас Бурятии. – М., 2001; Синагоги Содружества Независимых гос-в // Календарь на 2005–2006. – М., 2004.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края