ШАМАНКА, экспонат ЧОКМ. Представляет собой манекен в виде фигуры женщины в подлинном шаманском облачении. Прототипом явилась шаманка-эвенкийка Далаева, жившая в кон. XIX в. в р-не Нерчинска. Слепок рук и лица Далаевой выполнен В. И. Сухомлиным в Чите. В 1895 в ЧОКМ Нерчинским музеем передан костюм Ш. Манекен отличается антропологической реалистичностью и высоким художественным мастерством исполнения. Костюм олицетворяет трехъярусное строение мира. Верх. мир представлен венцом в форме металлического головного убора с небольшими рогами, что означает силу Ш. в верх. мире. Змеи, свисающие с короны и плечевой пластины на спину, достигают земли, что свидетельствует о силе Ш. в ниж. мире; то же доказывает наличие на колотушке нескольких колец. Наличие на костюме нескольких медных пластин говорит о том, что Ш. занималась лечением людей. В верх. секторе костюма имеется ряд личин, олицетворяющих духов-шаманов, помогающих ей в камлании. В ниж. секторе костюма можно видеть онгоны (изображения) парнокопытных, кошачьих, земноводных, птиц, а также инструменты (бугры, крючки, молоточки и т.д.), необходимые для путешествия по опасному ниж. миру. Как реальное лицо Ш., носившая данный костюм, обладала мощной шаманской силой. Источником силы был верх. мир, где проживала энекан буга (верховный дух эвенков) и находились души неродившихся людей. Непосредственным приложением силы был ниж. мир, куда она провожала души умерших предков, сражалась за украденные души людей ср. мира и излечивала их. Это доказывает и наличие на плечах и подоле онгонов-помощников ящериц – обитательниц ниж. мира. Ш. является центр. экспонатом этнографической экспозиции краеведческого музея.
Категории:
|
Лит.: Отчет о деятельности Чит. отд-ния Приамурского отд. Императорского РГО. – Чита, 1895; Добромыслов А. Н. // Заб. рабочий. – 1925. – 9 янв. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna