ШАМАНИЗМ, древнее религиозное направление. На тер. Заб. его исповедовали коренные народы, прежде всего эвенки (тунгусы), буряты. В нач. ХХ в. предпринята попытка науч. изучения Ш. В мае 1917 распорядительный ком. Иркутского ГО командировал в Заб. обл. Хангалова – известного знатока Ш. для исследования шаманского культа и приобретения предметов шаманства. Вновь науч. интерес к Ш. усилился в кон. века, причем он носил междунар. характер. В 1999 в США по приглашению Колумбийского ун-та побывал потомственный шаман, житель с. Челутай, Б. Ринчинов. Шаманы имели наследственное происхождение – избранничество, проходили школу подготовки и обрядовые посвящения, подразделялись на белых и черных, высших и не высших, в зависимости от степени посвящения обладали определенной атрибутикой: костюмом, головным убором, бубнами, тростями. Они сочетали в себе функции служителя культа, астролога, врачевателя, поэта, артиста, знатока традиций и родословных, общественного деятеля. Наиболее значительными праздниками были тайлаганы. Они начинались молебном и жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем молочного вина и различными играми-состязаниями (борьба, стрельба из лука, конные скачки).
Категории:
|
Лит.: Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск, 1987; Дугаров Д. С. Ист. корни белого шаманства. – М., 1991; Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.
ШАМАНИЗМ, древнее религиозное направление, система мировоззрения. Классическим вариантом считается Ш. сиб. народов, характеризующийся развитой системой мифологии, ритуальной практики. Специфика Ш. агинск. бурят состоит в том, что он вобрал в себя элементы как чисто бур. Ш., поскольку роды агинск. бурят происходят от хоринских, так и элементы эвенк. Ш., в результате ассимиляции с эвенками. Ш. – понятие, включающее в себя и шаманство как таковое, и верующих-шаманистов. Шаманство – социальная организация шаманов, имеющая свои школы, традиции, статусы. Согласно сущности бур. Ш., мир, в т.ч. человек, создан высшими существами или же по их велению. Вселенная делится на 3 мира – верх. (небесный), ср. (земной) и ниж. (подземный), каждый из к-рых наполнен своими божествами и духами. Любая местность, озеро, лес, река, гора, имеют своего духа – хозяина, а животное и человек – душу. В мире множество духов (тэнгри) с конкретными назначениями и функциями, они определяют ход жизни – рождение, болезни, смерть, войны, урожай, удачи и т.п. Во гл. всех духов стоит вечное синее небо (Хухэ мунхэ тэнгри), к-рое все видит, все знает. Человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, молитв, соблюдения определенных правил, вызывать милость или гнев, приязнь или неприязнь. Шаманы – посредники между божествами и людьми, они обладают особыми качествами, дарованными свыше. По представлениям шаманистов, 3 мира вселенной расположены один над др. по вертикали и каждый из них управляется особыми богами. Вечно синее небо считается мужским началом, дарующим жизнь, олицетворяет разум, целесообразность и высшую справедливость. Высшие духи – эзэны, наиболее могущественные и почитаемые из них – эзэны солнца и луны, наделенные функцией справедливости и творческого начала. Звезды образуют особую часть верх. мира, где собираются высшие существа – небожители. Особо почитается Солбон (Венера) – покровитель коней, созвездия Бол. Медведицы и Ориона. Эзэн подземного царства Эрлик Хан представляет грозное божество, имеющее помощников (писарей, судей, надзирателей, посыльных и т.п.). Его функция – судить и карать людей за их проступки. Существуют эзэны, покровительствующие хоз-ву и ремеслам, военной и общественно-административной деятельности, искусству, учебе, играм и развлечениям, семейному быту и лечению болезней. У каждого священного места – свой эзэн: 1) эзэн всей земли (газар дайдын) этуген; он дарует богатство и плодородие, определяет форму всему сущему; 2) эзэн тайги баян Хангай; в его ведении находится весь животный и растительный мир, он дарует удачу в охотничьем промысле; 3) эзэны воды уhан хана (цари вод); их 27, они олицетворяют физические свойства воды, считаются покровителями рыболовных снастей и рыболовного промысла, гл. из них – уhан лопсон хан; 4) эзэны крупных рек, озер, островов, гор (рр. Лена, Ангара, Селенга, Иркут, оз. Байкал, о. Ольхон, Саянские горы и т.д.). Широко известны в Бурятии и Агинск. окр., стоят на одной из верх. ступеней иерархии и имеют обычно титул нойон; 5) эзэны локальные. К ним относятся духи – хозяева всех местных рек, озер, гор, возвышенностей, рощ и т.д. степень их почитания ограничена тер. улуса, рода, общины; 6) эзэны небесных тел и воздушных явлений. В понятиях раннего бур. Ш. у человека 3 души. Первая – хорошая душа – заяши, вторая – ср. душа – дух, третья – худая душа, постоянно пребывающая в теле. После смерти человека хорошая душа поднимается на небо, ср. душа делается духом и странствует по земле, а худая душа остается около тела, пока оно не истлеет, тогда она превращается в вихрь. Шаманы (боо) и шаманки (удаган), как посредники между верующими и сверхъестественными силами, считались избранниками неба или божеств. Непременным условием того, чтобы стать шаманом, было наличие уг – шаманского корня. Различали несколько видов уг: по отцовской линии – хулууни уг (горячее уг, прямое родовое происхождение); по материнской – хари уг (чужеродное уг, пришлое происхождение); небесное происхождение – нэрьеэр уг (его приобретал потомок человека, убитого молнией, этот вид корня не передавался по наследству); кузнечное происхождение – дархан уг (кузнецы тоже считались избранниками неба и некоторые из них становились потомственными шаманами – профессионалами); спущенное с неба происхождение – буудал уг (оно приобреталось человеком, нашедшим «небесные камни» (метеориты), считавшиеся пуговицами с одежды Эсэгэ Малана Тэнгри или его жены Эхэ Юурэн; данный вид происхождения не передавался по наследству). Предпочиталось происхождение по линии отца, затем – по линии матери. Не менее почетным и важным было кузнечное происхождение. Кроме того, шаманские корни делились на «белые» и «черные». Формально считалось, что шаманы «белого» происхождения служат светлым, добрым божествам, а «черного» – злым. Было немало шаманов, к-рые обладали и тем и др. корнями. Таких шаманов называли хоер тээшээ ябадалтай (способные служить на 2 стороны). Непременное условие для становления шамана – обладание определенными качествами, призванием – дурэ. Канд. в шаманы должен иметь хорошую память, интуицию и воображение, дар импровизации и исполнения, обладать гипнозом, знанием шаманской мифологии, «теологии» и практики. Все эти качества развивались и совершенствовались в период подготовки и практической деятельности. Внешним признаком того, что у человека появилось шаманское призвание, служили некоторые отклонения в психике и поведении, появляющиеся в юношеском, редко в отроческом возрасте. Человек становился задумчивым, видел какие-то непонятные сны, слышал наяву голоса, уходил иногда в лес или горы, посещал дома, где устраивались жертвоприношения, пытался предсказывать. Будущий шаман проходил подготовку под рук. старого опытного шамана, овладевал искусством камлания и импровизации, тайнами культовой деятельности. Обучение длилось 2–3 года, в зависимости от способностей ученика. Акт посвящения (шанар) в шаманы был большим событием в жизни улусно-родовой общины и представлял собой сложный комплекс символических действий. Для обряда подготавливали 63 березы, ставя их в ряды по 9. Также устраивали помост, чум, юрту, сэргэ. Гл. действующие лица, старый шаман и посвящаемый, устанавливали связь с небом и совершали жертвоприношения. Им помогали и живые помощники, и духи-онгоны. Волшебными помощниками шамана являлись изображения различных зверей и птиц, пришитые к его костюму. Обряд длился от 3 до 9 дней. Прошедший шанар получал звание и право заниматься шаманством. Бур. шаманы в течение своей жизни могли пройти 9 посвящений, каждый раз поднимаясь на новую ступень иерархии, повышая свой статус в обществе и пополняя свою атрибутику новыми предметами: бубном, тростями, кортиками и т.д. Степени посвящения агинск. шаманов: 1) шанартай боо – посвященный шаман; 2) едоото (жодоото) боо – шаман с пихтовой корой, т.е. посвященный, получивший пихтовую кору для отправления служб; 3) шэрээтэ боо – обладающий алтарем, т.е. правом посвящать др. в очередную степень жреческого ранга; 4) нойтлохон боо – принявший омовение; 5) hорьбито боо – имеющий трости; 6) оргойто боо – имеющий железную корону с рогами; 7) Хэсэтэ боо – имеющий один или несколько бубнов; 8) дуурэн боо – полный шаман, получивший все необходимые атрибуты в результате прохождения нескольких посвящений; 9) заарин боо – великий шаман. У каждого шамана есть духи-помощники и духи-покровители, с к-рыми он общается во время камлания. Именно от их кол-ва зависит могущество шамана. Эти духи отличаются друг от друга, и от каждого он получает особые знания и возможности. Духи-помощники чаще всего имеют облик диких зверей, птиц, рыб. Духами-покровителями обычно становятся духи умерших предков шамана. Нередко обретение духов-помощников и духов-покровителей связано с феноменом оборотничества. У агинск. бурят существует поверье, что каждый шаман может превращаться в медведя. Наиболее распространенной формой призвания духа-помощника или духа-покровителя является произнесение его имени и подражание его природе; это особенно характерно для духов, предстающих в облике животных. Важное место отводится духам умерших предков-шаманов. В некоторых традициях они принимают непосредственное участие в судьбе будущего шамана: они не только избирают нового кандидата, но и дают ему посвящение. Раньше бур. шаман являлся достоянием родовой общины, общественным деятелем определенного масштаба и направления. В нем нуждались все, независимо от социальной принадлежности. Вопрос о подготовке и посвящении шамана был делом всего услуса или рода, потому что обряд посвящения стоил дорого. Старейшины улуса старались строго отбирать кандидатуру, учитывая умственное и физ. состояние претендента, различные его способности. В 1970-х в Агинск. Бур. авт. окр. были известны несколько шаманов – Цыбигмит-удаган, Нихайло-боо, Бальжини-ма-ахай, а также целительница Цыремжит. С кон. 1980-х до наст. времени в округе наблюдается активное «рождение» шаманов. Примечательно в этом плане с. Челутай, где насчитывается несколько десятков человек, занимающихся той или иной шаманской практикой. Преемственность шаманской традиции происходит, как правило, через поколение. Наиболее сильные шаманы сегодня – внуки известных в прошлом шаманов. Интересно и то, что преемственность многих шаманов происходила не в прямой передаче, а в боковой (от братьев дедов, двоюродных дядей). Имея наследственное происхождение, многие шаманы получали знания опосредованно, через учителя, с к-рым не имели родственных отношений. Шаманы могут являться близкими родственниками друг другу, независимо от того, в какой стране они живут. Так, Басагаев Бальжинима (Агинск. бур. окр.) является двоюродным братом Найданэ Гаврило-боо (Монголия), а бур. шаманка Ц.-Д. Лахабадарова (Монголия) – родственницей Раднаудаган (Китай). В нач. 21 в. в Агинск. Бур. окр. действует более 100 шаманов. Известность имеют Рыгжидма Мункуева (по отцу из рода Батэ Хубдут, по матери – из рода шарайт), Жигжит-боо, Жамьян-базар Жанабазарович Жанабазаров (шобоолой) из рода харгана-хоодэ, начавший шаманить в кон. 1980-х, Баир Цыбикович Ринчинов из рода батэ хубдут (с. Челутай). В США о нем вышла книга Вирлянды Ткач «Шаман Баир Ринчинов». Он стал стипендиатом фонда шаманистических исследований Майкла Харнера и вошел в издание Юнеско «сокровищница мирового Ш.». Участвовал в работе междунар. шаманологических конгрессов в Москве (1998 и 2001). С 2005 действует агинск. религиозная общественная организация шаманов «Мунхэ тэнгэри ». Лит.: Хангалов М. Н. Собр. соч.: В 3 т. – Улан-Удэ, 1959; Балдаева С. П. Родословные предания и легенды бурят. – Улан-Удэ, 1970; Базаров Б. Д. Из истории бур. шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). – Новосибирск, 1980; Дугаров Д. С. Ист. корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). – М., 1991; Базаров Б. Д. Таинства и практика шаманизма: в 2 ч. – Улан-Удэ, 2003; Баиров А. С. Понятие о душе и духе как теоретическая база в шаманской практике // Батуевские чтения. – Улан-Удэ, 2006; Он же. Сравнительно-историческая характеристика изначального бур. шаманизма // Егуновские чтения. – Улан-Удэ, 2006. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna