ТАТАРЫ, представители народа, рассеянно или небольшими группами семей проживающего в Заб. Их численность, по данным переписи 2002, – 8159 чел. Истоки этноса восходят к VI–IX вв. и связаны с тюркско-монг. средой. Т. широко освоили просторы Евразии, включая Крым, Волгу, Урал, Зап. Сиб. В современных поколениях заб. Т. являются потомками переселенцев из зап. р-нов России. Переселение происходило со 2-й пол. XVII по XX в. в вольном и подневольном режиме. Ныне основной яз. – русский. В быту употребляют родной яз. – татарский, относящийся к кыпчакской группе тюркских яз. Широко распространены браки с рус. и др. народами, в силу чего расовые признаки – смешанные, с различным сочетанием европейских и азиатских черт. В Чите действует Булгарский (татаро-башкирский) общественный центр, входящий в «Ассамблею народов Забайкалья». В религиозных верованиях ориентированы на ислам, глубоко верующие систематически посещают Чит. Соборную Мечеть. В этнической памяти татар – степное кочевье с юртами, табунами, гуртами и отарами. Заметна национальная любовь к лошадям и скачкам. Мужчины при необходимости подчеркнуть этническую принадлежность носят четырехугольные тюбетейки, а женщины – калфак (шапочку, украшенную вышивкой). Традиционная одежда в результате процессов урбанизации и аккультурации со 2-й пол. XX в. вышла из употребления, но в некоторых семьях сберегается как память о предках. Сохраняются особенные черты погребального обряда с захоронением умерших на самостоятельных кладбищах или на отдельных участках общих. Т. глубоко интегрированы в современные общественные структуры, активно проявляют себя во всех сферах жизни. В Заб. известны и уважаемы многие татарские фамилии – Ахметовы, Бигзаевы, Гениатулины, Хакимовы, Мачитовы и др. В июне 2003 состоялся 1-й межрайонный фестиваль татарской культуры. Местом его проведения стало с. Новокургатай Акшинского р-на, где проживает самая большая в Чит. обл. компактная группа Т. из 58 семей. Здесь с 1929 действовал колх. «Кызыл Илдыс» («Красная Звезда»), чл. которого (в основном – Т.) занимались земледелием и скотоводством. Первый пред. колх. – Сайфул Нигматович Камакаев, впоследствии – участник ВОВ. Его сын Зайдул Сайфулович живет в этом же селе. Здесь же живут семьи Ибрагимовых, Музафаровых, Абдулиных, Замалетдиновых и др. старожилов. В селе была мечеть, к-рая сгорела в 1960-е. В фестивале участвовали Т. Акшинского, Калганского, Забайкальского, Хилокского и Каларского р-нов. Представлялись старинные обряды: буярдо исмиля (1-й сев зерна), вызывание дождя, свадебный. Проводились состязания в силе и ловкости, конные скачки, а также праздник татарской кухни с дегустацией национальных блюд: бамина, чальпека, билянара, эш-кышлака, чэк-чэка. Демонстрировались образцы домашнего убранства и одежды.
Категории:
|
Лит.: Народы и религии мира: Энцикл. / Гл. ред. В. А. Тишков. – М., 1998; Закаблуковская Н. Н. Майдан приглашает гостей // Наследие Заб. – 2003. – № 2(15) (сент.). |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna