КОМПЛЕКС ЗАСТРОЙКИ ул. АМУРСКОЙ г. ЧИТА. Свое назв. ул. Амурская получила по р. Амур, в 1911 переименована в Александровскую, в 1922 – в ул. Калинина, в 1994 возвращено ее первоначальное назв. Включает 34 объекта культурного наследия: 30 – регионального, 4 – федерального значения. Возникла как участок Московского тракта. Это первая улица, давшая направление планировочной сети города, зафиксирована в 1830 на плане Чит. острога (Читы) П.И. Фаленберга. Параллельно ей были застроены ул. Ленская – Шилкинская (ныне Анохина), ул. Ингодинская – Аргунская (Ингодинская), ул. Большая (Ленина). Наименование ист. улиц Читы имело своеобразный порядок: пролегающие с юго-вост. на сев.-зап. именовались по назв. рек, с юго-зап. на сев.-вост. – по назв. городов. Продольные улицы, разделенные р. Кайдаловка, имели различные назв.
Современная застройка ул. Амурской имеет несколько временных слоев, первый из к-рых (кон. 19 – нач. 20 в.) представлен 28 объектами культурного наследия. К 1862 улица была освоена от ул. Баргузинской до ул. Благовещенской (Журавлева). На протяжении многих лет ул. Амурская была гл. административно-торговой улицей города. Формирование ее торговой зоны началось около Базарной (Старобазарной) площади. Некоторые объекты не утратили своего значения до наст. времени: торговые дома Бадмаева (№ 59), Бутакова (№ 80), торговые лавки Красикова (№ 52, 54), Бревнова (№ 50), административно-торговое здание (№ 58), здание товарищества «Иктисад». Стр-во в 1912 Пассажа А. Ф. Второва способствовало усилению значимости улицы как торговой, стало важным явлением для застройки не только улицы, но и города. В связи с возрастающей ролью гл. улицы и повышением цен на земельные участки деревянная усадебная застройка постепенно вытеснялась 2 и 3-этажными общественными, торговыми и доходными домами, формирующими застройку сплошным фасадом. Для ист. застройки города характерной являлась фиксация углов зданий куполами – высотными доминантами. Для арх. двусторонней ист. застройки характерны разные стилевые направления. На улице располагались здание Офицерского собрания, Атамановский дом, дом Войскового, хоз. и обл. правления, адм. здания, торговые и доходные дома, гостиницы. Доходные дома строгих форм, близких к классическим, очень похожи друг на друга, но различны по оформлению ризалитов, завершений парапетов, гл. входов. Большую роль во внешнем облике улицы играли реклама и оформление витрин зданий. Пассаж, задавший масштаб всей окружающей застройке, и сегодня остается градостроительной доминантой. Между ул. Бутина и Ленинградской располагалась Атамановская площадь, к-рая первоначально предназначалась для военных парадов, позже на ней проходили торжества, гуляния, спортивные состязания. Небольшая высота застройки (в 2–3 этажа), частая разбивка кварталов, значительная ширина улицы создают ощущение открытого пространства. В центр. кварталах здания построены вплотную друг к другу. Для периферийных участков характерна дискретная застройка, именно здесь оформился тип гор. усадьбы, включающей жилой дом, хоз. постройки, колодцы, ледники, амбары.
В нач. 20 в. началось интенсивное преобразование сельской улицы в гор. В районе Атамановской площади формируется адм. центр, в состав к-рого вошли Гор. управа и Общественный банк (№ 97). Быстрый рост города требовал расширения сети гостиниц и ресторанов. На месте 2-этажного деревянного здания Общественного собрания со своеобразным арх. обликом на пересечении ул. Амурской и Николаевской (Профсоюзная) построена первая 4-этажная гостиница «Селект». Кроме нее на этой улице располагались еще 4 гостиницы: «Даурское подворье», «Гранд-Отель», отель «Централь», «Окуловское подворье». Здания-памятники «Селект» (№ 68), «Гранд-Отель» (№ 56) и «Окуловское подворье» (№ 39) играют значительную роль в формировании ист. облика города. Для удовлетворения возрастающей потребности в жилье строились доходные дома, 1-е этажи к-рых занимали магазины, мастерские, конторы, 2-е – жилые помещения: дома Л. И. Онучиной (№ 65), Духая А. Е. доходные дома (№ 67), У. С. Бермана (№ 109). В начале и конце улицы на усадебных участках размещались не только жилые дома и хоз. постройки, но и доходные дома, входящие в состав усадьбы, – С. Л. Грифа (№ 22 и 24), А. Н. Насташевского (№ 40 и 40а), В. Н. Коновалова (№ 106 и 108). Это прекрасные образцы модерна в деревянном и кирпичном вариантах.
Второй временной слой, создающий современную панораму улицы, относится к 1940–50-м и представлен 4 объектами культурного наследия. При смещении общественного центра города к площади Ленина деревянные общественные здания нач. 20 в. на Атамановской площади сменили многоэтажные жилые дома сов. периода (№ 82, 84, 98). На самой площади в 1932 построен стадион «Труд», на месте к-рого в 2001–04 возведен Казанский кафедральный собор по проекту архитектора В.И. Кулеша. Адм. 4-этажное здание по ул. Амурской, 91, своим индивидуальным обликом органично вписалось в ист. панораму улицы. Период строительного бума 1960–70-х не затронул ист. застройку ул. Амурской. Из современных построек на формирование панорамы ист. застройки влияют: здания обл. суда (засл. архитектор России В.В. Красовицкий), обл. прокуратуры (архитектор М.С. Алтобасов), развлекательного центра «Золотой Олимп» (архитектор Л.А. Шаликова). Торговая функция улицы является преобладающей, почти все 1-е этажи, подвальные помещения зданий заняты под торговые точки.
Верстка сайта Vesna