ОБРАЗОВАНИЕ В АГИНСКОМ БУРЯТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ. Первыми распространителями монг. грамоты в крае были ламы и местные деловые люди, овладевшие ею в ходе частых, порою длительных поездок во Внутреннюю Монголию с коммерческой целью. Людей, знавших рус. грамоту, изъяснявшихся и писавших по-русски, по данным Агинск. степной Думы, в кон. 1830-х было лишь 13 чел. После посещения с. Агинское чл. канцелярии ЕИВ камер-юнкером Львовым предложено открыть приходское уч-ще при Агинск. Думе. 31.12.1840 было созвано собрание всех родоначальников и почетных инородцев, к-рое решило просить нач. Нерчинского окр., Иркутского гражданского губернатора об открытии приходского уч-ща в с. Агинское. Решение принято в нояб. 1841. Открытие уч-ща состоялось 21.5.1842. В 1-й год работы в нем обучалось 24 мальчика, с к-рыми работали 2 учителя — И. З. Гантимуров, выпускник Нерчинского уездного уч-ща, и лама Агинск. дацана Б. Тороев, преподававший монг. грамоту в 1842—46 до назначения У.-Ц.Онгодова, 1-го учителя из агинск. бурят, выпускника Нерчинского уездного уч-ща. Агинск. приходское уч-ще сыграло большую роль в развитии просвещения края. Школьная жизнь приходских уч-щ определялась «Уставом гимназии и уч-щ, подведомственных ун-тов» (1826). В уч-ще преподавались Закон Божий, священная история, рус. и монг. грамота, арифметика, география, естествознание. В 1904 уч-ще реорганизовано в двухклассное, в 1911 — в четырехклассное, в 1914 стало высшим начальным уч-щем. Среди выпускников были Г.Ц.Цыбиков, Б.Б.Барадийн, Ц.Ж.Жамцарано, П.А.Бадмаев, Б.-Д.Очиров. В 1909—11 открыты приходские уч-ща в сс. Чиндалей, Хойто-Ага, Табтанай, Челутай, Кункур, Догой, Зугалай, Цугол. В 1917 на тер. Агинск. ведомства насчитывалось 7947 детей 8—16 лет, из к-рых в школах обучалось примерно 300 чел. (4 %). При Агинск. высшем начальном уч-ще были открыты краткосрочные учительские курсы, затем постоянные двухгодичные пед. курсы, организованные по инициативе Агинск. аймачной думы и при активном участии профессоров Г. Цыбикова, Б. Барадийна и Ц. Жамцарано. Это начинание было одобрено Бур. училищным советом, Ком. по нар. образованию и исполнительным ком. Заб. обл. Первый выпуск состоялся в 1920. Звание учителя получили 10 слушателей, в их числе Л.Л.Линховоин, Х.-Ж.Батоин, Ж. Жамцаранова — 1-я учительница-бурятка. Они внесли большой вклад в просвещение земляков. Во 2-м выпуске, состоявшемся в 1921, — Д.Найдано. В 1917 грамотность населения не превышала 8 %. В 1924 работали 20 школ, преподавали 42 учителя, обучались 798 учащихся, в 1929/30 — 2054 учащихся. В 1930 введено всеобщее начальное образование, открылся Агинск. пед. техникум. Обучение в школах бур. яз. проводилось до 1930/31 учеб. года на основе старомонгольской вертикальной письменности, затем на основе лат. алфавита. С 1939/40 — на основе рус. алфавита. В 1938 создан отд. нар. образования Агинск. окрисполкома, к-рый в 1993 переименован в окружное управление образования, в 1994 — в окружной ком. образования, в 1998 — в ком. общего и профессионального образования, в 2000 — в ком. образования адм. Агинск. Бур. авт. окр. Рук.: В. Н. Добромыслов (1938), Т. Т. Няглов (1938—39), Н. В. Резаков (1939—40), Н.Б.Бадмажабэ (1940—42), Ц.-Ж.Б. Балдано (1942—43), Б.-Ж.Ц. Цыбиков (1943—47), Ж.Д.Доржиев (1947—51), П. Б. Балданжапов (1951—53), Ц.-Д.Н. Номогонов (1953—75), С. Б. Гонсоронов (1975—86), Ц.Г.Намсараева (1986—2002), с 2002 Б. Б. Дамбаева. В 1940/41 обучались 5100 чел. Школ насчитывалось 39: 2 ср., 6 семилетних, 31 начальная. В школах работали 247 учителей: с высшим образованием — 6, со ср. пед. образованием — 146, с незаконченным ср. образованием — 95. В годы ВОВ погибли 47 учителей. Б.Ринчино посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. После войны число учащихся в школах увеличилось. Этому способствовало открытие (по ходатайству депутата ВС СССР И.Д. Дагбаина) пришкольных интернатов на 2250 чел. за счет средств гос-ва. В 1949 введено всеобщее семилетнее образование, в 1977 всеобщее ср. образование молодежи. В 2000-х в системе образования Агинск. Бур. авт. окр. сформирована сеть, в к-рой представлены все уровни образования. Всего в округе 134 учреждения образования: 52 ДОУ, 53 общеобразовательных учреждения, 16 учреждений дополнительного образования, 2 детских дома, 3 реабилитационных центра, 4 филиала вузов и мед. колледжа, ин-т усовершенствования учителей, пед. колледж, профессиональное уч-ще, Буддийская академия и 28 пришкольных интернатов. В них работают 2400 пед. работников, воспитываются 3000 до-школьников, обучаются 14 940 школьников, 1400 студентов очной и заочной форм обучения. Реализуются 3 окружные целевые программы: «Развитие образования», «Информатизация и компьютеризация образовательных учреждений», «Учитель». Функционируют центры консультативной помощи семьям, группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки. Ведется подготовка к школе всех детей пятилетнего возраста. В дошкольных учреждениях используются различные развивающие программы. В 39 школах округа введено профильное обучение старше¬классников. Осуществляется предпрофессиональное обучение в 9-х классах. В 30 школах ведется углубленное изучение отдельных предметов, совместно с вузами Читы и Улан-Удэ созданы центры довузовской подготовки старшеклассников. Осуществлена компьютеризация 35 сельских школ, доступ в Интернет имеют 16 % образовательных учреждений, 85 % учителей являются тьюторами, учителя-предметники проходят обучение в Интернет-центрах Москвы, Улан-Удэ, Читы. Одним из эффективных механизмов развития региональной системы образования является инновационная и экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях. Действуют 3 федеральные экспериментальные площадки: в Агинской средней школе № 1 по теме «Технология образовательного процесса по инкультурации личности в национальной культурологической школе востоковедческого направления», Агинской гимназии по теме «Создание модели гимназии, реализующей проект допрофессионального выявления и подготовки будущего управленца», в Догойском сельском национальном лицее по теме «Построение модели сельского национального лицея». Развивается сеть окружных экспериментальных площадок. Ежегодно организуются выставки инновационных достижений школ округа. Агинск. гимназия, Догойский сельский национальный лицей, школы (Агинск. № 1 и 3, Могойтуйская № 2, Дульдургинская, Судунтуйская, Кусочинская, Хара-Шибирская ср.) и окружной ком. образования являются лауреатами и дипломантами московских междунар. выставок, Рос. образовательного форума «Школа года». С 1999 округ включился в науч.-социальную программу молодежи и школьников «Шаг в будущее». Создан Региональный координационный центр данной программы. 40 учащихся приняли участие во Всерос. конф. в Москве, 17 из них стали лауреатами Евразийского молодежного фестиваля «Шаг в будущее — Байкал» в г. Слюдянка, 8 старшеклассников члены национальной сборной делегации РФ, двое из них участвовали в междунар. выставках в США и во Франции, 6 старшеклассников приглашены к участию в междунар. науч.-практ. форумах в Англии, США, Китае, Германии. В округе создается система непрерывного профессионального образования. Выпускники школ имеют возможность обучаться на 1-й ступени высшего профессионального образования в Агинск. филиалах вузов и продолжать обучение в вузах Читы и Улан-Удэ. В образовательных учреждениях округа работают высококвалифицированные педагоги, из них 27 удостоены звания «Засл. учитель РФ», ок. 300 награждены знаками «Отличник нар. просвещения» и «Почетный работник образования». Активно осуществляется переподготовка пед. кадров по новым специальностям. Во всех школах созданы службы сопровождения образовательного процесса, в них работает 191 специалист: педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, педагоги-валеологи и др. Целенаправленная работа над личностно-профессиональным развитием педагогов приводит к подготовке собственных науч. кадров: в образовательных учреждениях округа работают 1 докт. пед. наук, 16 канд. наук, десятки аспирантов и соискателей. Уроженцами округа являются более 35 докт. наук и свыше 170 канд. наук.
Категории:
|
|
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna