Категории:
Карта боевых действий во время конфликта на КВЖД
Конфликт на КВЖД 1929

КОНФЛИКТ НА КВЖД 1929. Китайско-Восточная железная дорога была построена в 1897–1903 на деньги России в соответствии с секретным рус.-кит. договором от 3.6.1896, полит. смысл к-рого заключался в создании оборонительного союза России и Китая против возможного нападения Японии. В результате сов.-кит. Пекинских и Мукденских соглашений 31.5 и 20.9.1924 Китаю передавалось половинное участие в адм. управления и прибылях КВЖД, гарантировался суверенитет на всей тер. Сев. Маньчжурии. Несмотря на явную экон. выгоду совместного использования ж. д., мукденское провинциальное правительство во главе с маршалом Чжан Цзолином постоянно создавало конфликтные ситуации. В янв. 1925 кит. власти захватили принадлежащий ж. д. участок пристани на р. Сунгари, на к-рой происходила перегрузка с судов речной флотилии КВЖД в вагоны. Кит. купцы перестали вносить арендную плату за подъездные пути и складские помещения дороги, а также за подачу вагонов на эти участки, игнорируя ранее подписанные рус.-кит. договоры. По предложению сов. стороны создана комиссия по разграничению земель, но ее работа саботировалась китайцами и не была доведена до конца. Продолжавшиеся один за другим конфликты были следствием причин не столько экон., сколько полит. и военного характера. Рук. СССР использовали КВЖД как плацдарм для оказания военной помощи Гоминдану в борьбе с противниками, в частности с гл. прояпонского мукденского правительства Чжан Цзолином, также и кит. коммунистам против Чан Кайши, возглавлявшего Гоминдан, когда в 1927 он разорвал с ними союз и занял антисоветскую позицию. Кроме того, конфликты на КВЖД происходили из-за противоречивой политики пекинского правительства, сложной внутриполитической обстановки в Китае. Зависимость как центр., так и местных властей Китая от зап. держав, постоянное вмешательство в дела КВЖД дипломатических представительств Японии, США, Франции, Англии осложняли обстановку на ж. д. Из-за позиции кит. властей не удалось договориться о порядке управления КВЖД. Дорога продолжала работать согласно Соглашению о временном управлении КВЖД от 31.5.1924. На основании этого соглашения с окт. 1924 в течение полугода служащие должны были решить вопрос о своем гражданстве, т. к. на дороге могли работать лишь сов. или кит. граждане. 9.4.1925 управляющий дорогой А. Н. Иванов издал приказ об увольнении с дороги лиц без сов. или кит. гражданства. Последующие несколько лет уволенные добивались восстановления на работе через суды. Кит. власти заняли провокационную позицию, в газетах появились публикации в защиту уволенных.

Отказ маршала Чжан Цзолина оплачивать убыточные воинские перевозки спровоцировал новый конфликт на КВЖД. 15.1.1926 Иванов предъявил счет за перевозки и запретил транспортировку войск. В ответ Чжан Цзолин приказал арестовать Иванова, на защиту к-рого встало Сов. правительство. Мук-денский правитель заверил ж.-д. адм., что стоимость воинских перевозок будет удерживаться из кит. доли прибылей. Чтобы не осложнять деловые отношения личной неприязнью, Иванова отозвали в СССР, управляющим назначили А. И. Емшанова. Осенью 1926 Чжан Цзолин приказал захватить речную флотилию КВЖД. Рос. служащие были удалены из пароходства, с судов сняли флаги КВЖД и подняли флаги кит. военно-морских сил. К моменту захвата флотилия насчитывала 30 речных пароходов и такое же кол-во барж. Несмотря на протесты Сов. правительства, сунгарийская флотилия не была возвращена. Следом возник новый затяжной конфликт. В 1927 мукденское правительство попыталось расплатиться с дорогой собственными бумажными долларами, не имевшими практически никакой стоимости. На этот раз сов. стороне удалось отстоять интересы КВЖД. 22.12.1928 была захвачена телефонная станция КВЖД, а затем последовала новая волна провокаций против сов. адм. Кит. разведка, отслеживая в 1929 на Д. Вост. и в Заб. настроение крестьянства, недовольного проводимой коллективизацией, считала сов. тыл непрочным, а подразделения Красной армии, скомплектованные в основном из крестьян, недостаточно бое¬способными. С учетом этих обстоятельств, опираясь на поддержку Англии, США и др. зап. держав, к-рые поставляли в Китай современное оружие, обучали армию, чанкайшисты попытались разрешить проблемы КВЖД вооруженным путем. 27.5.1929 кит. полицейские вторглись в здание Ген. консульства СССР в Харбине, произвели обыск и арестовали 39 посетителей консульства, к вице-консулу А. А. Знаменскому применили физическое насилие. В течение 6 ч ген. консул Б. Н. Мельников и его сотрудники были лишены возможности связаться со своим правительством. Кит. стороне был заявлен протест, но провокации продолжались. Утром 10.7.1929 кит. войска захватили телеграф по всей линии КВЖД, удалили из управления дороги в г. Харбин сов. управляющего, его помощника и др. сов. служащих, заменив их кит., арестовали более 200 сов. железнодорожников. Маньчж. стороной без объяснения причин были закрыты сов. торговое представительство, отд-ния Госторга, Текстильсиндиката, Нефтесиндиката и Совторгфлота. Пред. правления КВЖД Люй Чжунхуан потребовал от сов. управляющего КВЖД передачи управления ж. д. гражданину Китая. В ноте от 13.7.1929 Сов. правительство осудило действия нанкинского (Чан Кайщи) и мукденского (Чжан Сюэлян) правительств и потребовало выполнения соглашений 1924. 17.7.1929 СССР получил кит. ноту с утверждением о нарушении сов. стороной соглашений 1924. Стойкое нежелание кит. властей мирным путем решить конфликт побудило Сов. правительство пойти на вынужденную меру: 17 июля в ответной ноте было объявлено о разрыве дипломатических отношений. Сов. дипломатические, консульские и торговые представители, сотрудники адм. КВЖД были отозваны из Китая, кит. дипломатам предложено немедленно покинуть пределы СССР. Контакты между СССР и Китаем поддерживались только через нем. посла в Москве. Также было принято решение прекратить ж.-д. связь между двумя странами. В то же время Правительство СССР заявило, что оставляет за собой права, вытекающие из соглашений 1924. Франция одной из первых попыталась вмешаться в сов.-кит. борьбу за КВЖД: 19.7.1929 министр А. Бриан предложил полпреду СССР В.С. Довгалевскому посредничество Франции для урегулирования сов.-кит. конфликта. Сов. правительство высказалось против участия в разрешении конфликта третьих стран. 25 июля амер. госсекретарь Г. Л. Стимсон обратился к правительствам Англии, Франции, Италии, Японии и Германии с меморандумом, излагавшим план их коллективного вмешательства в конфликт на КВЖД. Он предложил создать согласительную комиссию из представителей 6 держав с возложением на нее задачи изучения сути конфликта и выработки программы его урегулирования. США стремились к установлению междунар. контроля над дорогой. Еще на Вашингтонской конференции 1921–22, на к-рую не пригласили РСФСР и ДВР, была предпринята попытка поставить дорогу под контроль иностранных держав, фактически США и Англии. Япония и Германия отказались от участия в намечаемых действиях. Сов. рук. расценили предложение Америки как прямую попытку оказать влияние на сов.-кит. отношения и ущемить позиции СССР на КВЖД. 28.7.1929 в кит. газетах появились антисоветские лозунги. Гоминдановские власти организовывали антисоветские «недели» и митинги. Сов. граждане в Китае подвергались преследованию и насилию, 1683 чел. были брошены в концлагеря, многие казнены без суда и следствия. Начались налеты на сов. погранзаставы и села, в к-рых участвовали кит. военные и рус. белоэмигранты. Диверсионные отряды белогвардейцев систематически перебрасывались на сов. тер. Недалеко от ст. Карымская в 100 км от Читы обнаружена вооруженная белогвардейская банда в кол-ве 50 всадников, одетых в красноармейскую форму. Всего было отмечено 245 обстрелов и совершено 42 нападения на тер. СССР, погибло 56 пограничников и мирных жителей, 118 ранено. 6.8.1929 издан приказ Реввоенсовета СССР об объединении всех войск на Д. Вост. и в Заб. в Особую Дальневосточную армию (ОДВА) и назначении ее командующим В.К. Блюхера. Командарм создал Приморскую и Заб. группы войск. 12 и 29–31.10.1929 войска Приморской группы под командованием нач. штаба ОДВА А.Я. Лапина нанесли удар по кит. Сунгарийской флотилии, постоянно совершавшей набеги на пограничные заставы и села на Амуре. В операциях участвовали 8 канонерок Амурской военной флотилии, 15 бомбардировщиков, 6 гидросамолетов и 1117 пехотинцев-десантников. Кит. флотилия и ее базы были уничтожены. Потери противника составили 320 чел., потери сов. войск – 12 убитых. На многочисленные протесты Сов. правительства кит. сторона не реагировала. Провокации чанкайшистов продолжались. В нач. нояб. штаб ОДВА получил разведданные, что через Харбин, Бухэду на Хайлар направлен корпус 3-дивизионного состава. На чит. направлении сосредоточились кит. части, численностью превышающие Заб. группу в 3 раза. К границам Приморья также двигались крупные соединения. С санкции правительства Блюхер принял решение нанести упреждающие удары. Наступление началось 17.11.1929 одновременно на приморском и заб. направлениях. Приморская группа войск в составе 1-й Тихоокеанской дивизии и 9-й Отдельной кавалерийской бригады при поддержке авиации под командованием Лапина разгромила группировку противника в районе Мишань-фу и в этот же день вернулась на свою тер. В быстротечном бою кит. войска потеряли до 1500 убитыми и ранеными, Приморская группа – 13 чел. убитыми. Командующий Заб. группой войск С. С. Вострецов решил выполнить операцию двумя этапами: на 1-м, изолируя гарнизон г. Маньчжурия, разбить кит. части укрепрайона г. Чжалайнор, на 2-м – наступлением от Чжалайнора ликвидировать войска противника в укреп-районе г. Маньчжурия. В ночь с 16 на 17 нояб. части 35-й (комдив П. С. Иванов) и 36-й (комдив Е. В. Баранович) дивизий перешли р. Аргунь и двинулись к г. Чжалайнор. В те же часы из пос. Абагайтуй по льду реки пошли 5-я Кубанская кавалерийская бригада под командованием К.К. Рокоссовского и Бур.-Монг. кавалерийский дивизион. В глубоком тылу за хребтами Хингана подпольные группы ОГПУ приступили к диверсиям на КВЖД и кит. военных объектах. Кит. солдаты упорно сопротивлялись и 17 нояб. наступление в районе Чжалайнора захлебнулось. В боях за Чжалайнор принимали участие белогвардейцы. Командующий Вострецов выехал в войска, оценил обстановку, определил слабые места в обороне противника, сосредоточил артиллерию и роту из 10 танков на решающем направлении. К исходу 18.11.1929 город был взят. 19 нояб. наступил 2-й этап операции. В упорных боях кольцо вокруг г. Маньчжурия сомкнулось. Вострецов и В.И. Чуйков въехали в город и предложили генералу Ляну капитулировать. 20 нояб. город занят. В результате боев взято свыше 8 тыс. пленных и ок. 1 тыс. раненых солдат. В плен захвачен командующий Сев.-Зап. фронтом генерал Лян Чжузян со своим штабом и 250 офицеров. Противник потерял убитыми ок. 1,5 тыс. Потери рос. стороны: убитых 123 чел., 605 раненых. 27.11.1929 сов. войска вступили в г. Хайлар. Командарм Блюхер решил дальше не наступать. В Хабаровске начались сов.-кит. переговоры. США и Франция встали на сторону Китая и подстрекали его к продолжению боевых действий. Заб. группа войск была готова к неожиданностям. США предложили свои услуги в качестве посредника на переговорах, на что Сов. правительство в официальной ноте высказало удивление тому факту, что США, не установившие дипломатических отношений с СССР, считают уместным обращаться к Сов. правительству с «советами». 22.12.1929 был подписан протокол о восстановлении всех рос. прав на КВЖД. 25.12.1929 последний эшелон с сов. войсками покинул Китай. Несмотря на сложные сов.-кит. отношения, КВЖД за 1924–30 принесла сторонам свыше 140 млн р. прибыли (к 1924 ж. д. имела задолженность 13 млн р.).

Ист.: Архив УФСБ РФ по Заб. кр.; ГАЗК, ф. П-71, оп. 1, д. 478; ф. П-75, оп. 1, д. 853.

Лит.: Великая Маньчж. империя: К 10-летнему юбилею. – Харбин, 1942; Междунар. отношения на Д. Вост. (1870–1945 гг.). – М., 1951; Блюхер В. К. Статьи и речи. – М., 1963; Кулагин В. М., Яковлев Н. Н. Подвиг Особой Дальневосточной. – М., 1970; Чуйков В. И. Миссия в Китае. – М., 1975; Место в строю: сб. – Иркутск, 1989; Аблова Н. Е. КВЖД и рос. эмиграция в Китае: Междунар. и полит. аспекты истории (1-я пол. XX в.). – М., 2005; Тарасов А. П. 105 лет КВЖД: Горькие уроки рус. дороги в Китае // Эффект. – 2008. – № 23(738); Потерянная магистраль // Эксперт Сиб.: региональный деловой журн. – 2008. – № 28.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края