ТРИПОДЫ, древние сосуды. Имеют форму вымени из 3 частей, образующих единый сосуд. Изготавливались ленточно-спиралевидным способом без применения гончарного круга. Т. принято связывать с культурой плиточных могил. Известны они и в памятниках дворцовской культуры. Период бытования охватывает широкие хронологические рамки – сер. 2 – 1 тыс. до н. э. В Заб. удалось восстановить 8 Т., различающихся размерами и формой. Зачастую они представлены крупными сосудами высотой ок. 50 см. Есть сравнительно небольшие Т. (10–12 см). Наиболее полно Т. описаны в работе А.П. Окладникова, в к-рой он рассмотрел заб. Т., привлекая классификацию кит. Т., созданную Ю. Г. Андерсоном. Она основана на соотношении ширины устья-горловины с высотой сосуда и типологии ножек: ли – полые и дин – сплошные. Одной из особенностей заб. Т. он считал венчик-воротничок на круглых плечиках сосуда.
Стенки Т. покрыты негативами техн. декора в виде шнурового и ложно-текстильного орнамента, оттисков рубчатой лопаточки. Они орнаментированы накладными валиками с различным штампом. На стенках валики образуют ряды фигур: ромбов, квадратов. Некоторые украшены желобками, заполненными штампом, и расходящимися в стороны гребенчатыми оттисками в виде композиции елочного узора, характерного для лесостепной зоны Заб. Иногда 2 типа орнамента сочетались, а между ними располагался поясок ямок-жемчужин. Орнамент Т. дополняли декоративные пеньки-налепы у венчика и стыковых деталей резервуаров. В степных районах характерны высокие Т. с узкой горловиной и воротничковым венчиком. Внешняя поверхность сосудов – с тонкими негативами шнурового орнамента или оттисками рубчатой лопаточки. Т. опоясывали тонкие накладные валики, идущие по венчику, иногда с отводами, спускающимися на тулово сосуда. В орнаментике Т. нередко наблюдается сочетание прямых, волнообразных, зигзагообразных, прерывистых валиков. Самые изящные Т., отличающиеся высоким качеством и мастерством, обнаружены на ритуальном комплексе у оз. Ножий (см. Ножий-2). Они выполнены из хорошо обожженной керамики со специфическим оттенком серо-белого цвета. Сосуды имели уплощенные или округлые ножки, иногда со сквозными отверстиями для фиксации резервуаров при изготовлении наиболее крупных сосудов.
А.П. Окладников обратил внимание, что форма Т. напоминает коровье вымя, и сравнил их с шитыми сосудами из кожи, распространенными у скотоводческих народов. Так же, как и на сиб. посуде, это сходство им придавали накладные валики, имитирующие различные виды швов. Такие сосуды известны по данным этнографии. Так, в быту у алтайцев встречались сосуды из коровьего вымени, соски у к-рых располагались внизу и служили ножками, а наверху по краю проходил ободок, обшитый шнурком. Эти элементы присущи и заб. Т. Остается дискуссионным назначение Т. Некоторые ученые относят их к бытовой посуде, удобной для размещения в очаге с равномерной площадью нагрева. Вместе с тем отмечается, что Т. – громоздкие сосуды с неравномерно обожженными и хрупкими стенками, неудобные для перемещения. Другую версию А. П. Окладников предложил, сравнивая Т. с нац. якут. сосудами для кумыса – чоронами, к-рые использовались на празднике Ыысыах как ритуальная посуда. Если они и были в быту, то предназначались для молочных продуктов. В погребении они выполняли иную культовую функцию, чем объясняется факт редких находок фрагментов Т. на поселениях. Специфичен обряд приношения Т. в виде разбитых осколков на погребальном сооружении. Символично и место россыпи обломков – сев. – сев.-зап. В древности они олицетворяли страну мертвых, а 3 сферических резервуара отражали 3 мира. Т. являлся атрибутом, строго обусловленным обрядом, проводником души умершего и его хранителем в потустороннем мире, олицетворением культа плодородия. Культовое предназначение имели и конические отверстия на внутренних деталях резервуаров Т.
Верстка сайта Vesna