логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Экономика /
  • Судоходство

Судоходство

СУДОХОДСТВО. С древних времен, по крайней мере с мезолита (от 11 тыс. л. н.), в Заб. использовались лодки-долбленки и плоты, предназначенные для сплава людей, имущества, добычи. В случае необходимости можно было на них с помощью шестов подниматься вверх по течению. В начальный период рус. освоения Заб. именно таким способом передвигался отряд П.И.Бекетова по Хилку к его истокам и Иргенскому оз. в 1653. В XVIII – нач. XX в. у заб. населения существовал опыт сооружения мелководных баркасов. На них сплавлялись по Витиму от Романовки вплоть до Лены; по Чикою – с целью доставки товаров (пушнина, зерно, деготь, смола и пр.) в Селенгинск и Верхнеудинск; по той же реке от Ямаровки перевозили в стеклянных бутылках минеральную воду, доставлявшуюся в к императорскому столу. В сер. XIX в. баркасы (баржи) сооружались в р-не Читы (от Атамановки до Сивяково) с целью сплава продовольственных грузов по Ингоде, Шилке и далее по Амуру для снабжения рус. поселений. В 1853–54 в Шилкинском Заводе был построен и спущен на воду 1-й пароход «Аргунь». Во гл. флотилии из 75 баркасов под началом Н.Н.Муравьева-Амурского «Аргунь» доставила к устью Амура военный отряд, боеприпасы и продовольствие. С 1860-х стр-во пароходов осуществлялось на шилкинских и амурских судоверфях. По Шилке, начиная от ст-цы Сретенская, ходили пароходы «Чита», «Ингода», «Зея», «Онон» (почтовые, 35–40 л. с.), «Уссури», «Сунгари» (буксирные, 40 л. с.), «Лена», «Успех», «Польза», «Буксир» (инженерные буксирные). Самыми крупными (100 л. с.) были буксиры «Амур», «Константин», «Корсаков». Некоторые пароходы принадлежали судовладельцам-частникам (Амурская компания). Первый рейс из Сретенска в Читу совершил в 1864 пароход «Гонец». Морским, а затем водным, с низовьев Амура, путем доставлялись в Заб., большей частью из Гамбурга, экзотические товары (шампанское, вина, сигары, драп и др.). Тем же путем золотопромышленник М.Д.Бутин осуществил уникальную операцию, доставив в Нерчинск с Парижской выставки (1878) венецианские зеркала (одно из них было в то время самым большим в мире) (см. Усадьба М.Д. Бутина. Дворец). В 1910–12 в с. Кокуй на Воткинской судоверфи (филиал) сошли со стапелей пароходы «Воткинск» и «Адмирал Макаров». В сов. период на Сретенском судостроительном заводе строились теплоходы и служебные суда, в т.ч. для использования на Шилке и Амуре, а также бронекатера и артиллерийские катера для Амурской речной флотилии (см. Катер). Судоходство с использованием мелководных судов практиковалось также по Ингоде, Шилке, Аргуни, Онону, Витиму (см. Читинское районное Управление Амурского речного пароходства). На грузовых теплоходах и буксирных судах с баржами осуществлялась перевозка пром. и продуктовых товаров, леса, гравия, песка и т.д. Грузоподъемность судов в амурском бас. – до 15 т, на Витиме – до 25 т. Самый длинный грузовой маршрут был на Витиме от с. Романовка Еравнинского р-на Респ. Бурятия до с. Неляты Каларского р-на (760 км). Он осуществлялся опытными лоцманами; очень сложным для прохождения был Парамский порог. На Шилке действовали пассажирские линии с теплоходами «Ермак», «Муром», «Жемчуг», от Сретенска до пгт Усть-Карск (112 км) и вверх от Сретенска до Усть-Онон (1974 км). В Чите на р. Ингода в 1959 устраивался речной порт с теплоходами «Бекетов» и «Хабаровск», перевозившими до пгт Атамановка Чит. р-на (20 км) группы пассажиров. В 1960-е на Шилке и Ингоде появились пассажирские суда на подводных крыльях типа «Заря». Для обеспечения С. периодически проводилась расчистка русел рек. В наст. время С. осуществляется фактически только по Шилке для обеспечения транспортной связи с Усть-Карской зоной (см. «Сретенская пристань», УМП). Определяющими моментами для С. в Заб. являются ограниченный по продолжительности сезон «свободной воды» (май – октябрь) и все более возрастающая мелководность рек.

Лит.: Свербеев Н. Описание плавания по р. Амур экспедиции генерал-губернатора Вост. Сиб. в 1854 году // Зап. Сиб. отд. ИРГО. – СПб., 1857. – Вып. 3; Кривокорытов П.Т. Чит. обл.: краеведческий сб. в помощь учителю начальной школы. – Чита, 1960; Дневник П.А. Кропоткина. – М.; Петроград, 1923; Календарь знаменательных и памятных дат Чит. обл. на 2004 г. – Чита, 2004.

Константинов М.В.
Автор статьи

В этот день 10 ноября

Родился А.В.Богданов
В 1955 году родился А.В.Богданов, атаман ЗКВ, казачий генерал.
Родился Ф.Ф.Быбин
В 1926 году родился Ф.Ф.Быбин, горный инженер, экономист-географ, канд. техн. наук, засл. деятель науки и техники Чит. обл.
Родился Ж.Д.Доржиев
В 1917 году родился Ж.Д.Доржиев, канд. ист. наук (1978), засл. работник культуры РСФСР (1967), почетный гражданин Агинск. Бур. авт. окр. (1994).
Родился М.Д.Дугаров
В 1932 году родился М.Д.Дугаров, организатор с.-х. пр-ва, засл. работник с.х. РФ (1980), почетный гражданин Чит. обл. (2000)
Образована Забайкальская губерния
В 1922 году на основе Заб. областии образована Забайкальская губерния Дальневосточного края
Родилась Н.В.Курбатова
В 1930 году родилась Н.В.Курбатова, деятель культуры, засл. работник культуры РФ (1969)
Родился М.С.Пристромов
В 1919 году родился М.С.Пристромов, механизатор, Герой Соц. Труда (1957), почетный гражданин Чит. обл. (1997)
Началось Тыргетуйское крестьянское восстание
В 1929 году началось Тыргетуйское крестьянское восстание
Родился В.Ф.Чистяков
В 1906 году родился В.Ф.Чистяков, Герой Сов. Союза (1939), генерал-майор авиации
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь