ЗАГУСТАЙСКИЙ ДАЦАН, Д ж а г у с т а й с к и й д а ц а н, Т о х о й с к и й д а ц а н (тибет. назв. — Дэчин Рабжилинг). Основан бывш. прихожанами Ацайского дацана. Отделившись, они в 1784 возвели войлочный дуган на лев. берегу р. Загустай (ныне тер. Респ. Бурятия). Стр-во стационарного деревянного храма датируется 1789. В 1863 в дацане имелось 11 сумэ (Гунгриг, Шакьямуни, Майдари, Оточи, Шагдор, Дэмчок, Докшит, Аюши, Найдан, Курду, Дара-эхэ), все они сгорели во время большого пожара 1864. Хотя в 1867 было получено разрешение на сооружение нового, каменного дацана, из-за разногласий, возникших среди верующих по поводу его размещения, стр-во приостановилось. По той же причине в 1880 вместо каменного построили лишь временный деревянный дацан в ур. Тохой. В 1891 его перенесли на прежнее место, в ур. Загустай. Летом 1894 прихожанам разрешили возведение малых храмов, построек хоз. назначения и ограды, покраску дацана. Когда все эти работы завершились, зимой 1908 в местность Убукун в Жаргалант перевезли Догшидын-сумэ, а весной 1909 при массовом стечении верующих из Харганы, Жаргаланта, Убукуна, Тохоя, Сутая — изображение божества-покровителя монастыря и сам дацан. В 1910 шэрээтэ был Цыден Цыденжапов. По данным 1912, в гэлунах числились Цыренпил-Гунзын Гармаев, Дондуп Зотбоев, Очир-Гылык Дандаров, Намжил-Батоцырен Шойжамсуев, исполнявший обязанности шэрээтэ, банди Ирдыни Цоктоев.
Категории:
|
Лит.: Ламаизм в Бурятии. XVIII — нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. — Новосибирск, 1983. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna